logo
Antropologia

9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.

В современных условиях философствования недостаточно выводить итоговую формулу человека из его биологической обусловленности, объективных закономерностей его жизни. Необходимо также учитывать его субъектные характеристики. Именно поэтому философская антропология в условиях «текучей современности» включает в себя целый комплекс проблем и направлений, связанных с проблемами идентичности и самоопределения, дисциплинарной и культурной обусловленности субъекта. По сути, антропология становится столь же фрагментированной, как и сам человек. Говорят о физической, медицинской, исторической, культурной, психической, религиозной и других «антропологиях». Отдельное место занимают проблемы так называемой «маргинальной» антропологии.

Понятие нормы является одновременно универсалистским понятием и тем концептом, который отражает фрагментированность современной личности и знаний о человеке. В идее нормы встречаются конечность человека и его неограниченность, способность к переступанию собственных пределов. Кроме того, понятие нормы включает в себя этический аспект. Говорить о существовании неких антропологических норм в современной ситуации представляется сомнительным, так как любое утверждение о нормальности чего-либо в каком-либо отношении представляет собой проблему. Понятие антропологической нормы позволяет произвести синтез устаревших, но эффективных универсалистских представлений о человеке с современными фрагментированными знаниями о нем как о комплексе различных измерений. Понятие нормы является не сугубо научным, а распространенным повседневным, что придает остроту проблеме антропологической нормы, однако позволяет надеяться, что именно вокруг этого понятия возможно дальнейшее плодотворное философствование о человеке.

Моральным нормам традиционно приписывается исключительная роль регуляторов поведения людей по аналогии с действием правовых норм. Начиная сМалиновского, Дюркгейма и Радклиффа – Брауна, функционалисты постулируют, что назначение моральных норм – ограничивать желания и претензии людей. Они разделяют также допущение Аристотеля о том, что люди получают блага охотнее, чем отдают. Таким образом, нормы рассматриваются в качестве культурных механизмов закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместимости их существования. В рамках социокультурной системы людям приходится руководствоваться общим для них набором норм, чтобы согласовывать сови действия в ходе достижения общих результатов, нужных им всем. Это называется «разделяемыми нормами» и означает, что в группе у каждого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными.