9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
В современных условиях философствования недостаточно выводить итоговую формулу человека из его биологической обусловленности, объективных закономерностей его жизни. Необходимо также учитывать его субъектные характеристики. Именно поэтому философская антропология в условиях «текучей современности» включает в себя целый комплекс проблем и направлений, связанных с проблемами идентичности и самоопределения, дисциплинарной и культурной обусловленности субъекта. По сути, антропология становится столь же фрагментированной, как и сам человек. Говорят о физической, медицинской, исторической, культурной, психической, религиозной и других «антропологиях». Отдельное место занимают проблемы так называемой «маргинальной» антропологии.
Понятие нормы является одновременно универсалистским понятием и тем концептом, который отражает фрагментированность современной личности и знаний о человеке. В идее нормы встречаются конечность человека и его неограниченность, способность к переступанию собственных пределов. Кроме того, понятие нормы включает в себя этический аспект. Говорить о существовании неких антропологических норм в современной ситуации представляется сомнительным, так как любое утверждение о нормальности чего-либо в каком-либо отношении представляет собой проблему. Понятие антропологической нормы позволяет произвести синтез устаревших, но эффективных универсалистских представлений о человеке с современными фрагментированными знаниями о нем как о комплексе различных измерений. Понятие нормы является не сугубо научным, а распространенным повседневным, что придает остроту проблеме антропологической нормы, однако позволяет надеяться, что именно вокруг этого понятия возможно дальнейшее плодотворное философствование о человеке.
Моральным нормам традиционно приписывается исключительная роль регуляторов поведения людей по аналогии с действием правовых норм. Начиная сМалиновского, Дюркгейма и Радклиффа – Брауна, функционалисты постулируют, что назначение моральных норм – ограничивать желания и претензии людей. Они разделяют также допущение Аристотеля о том, что люди получают блага охотнее, чем отдают. Таким образом, нормы рассматриваются в качестве культурных механизмов закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместимости их существования. В рамках социокультурной системы людям приходится руководствоваться общим для них набором норм, чтобы согласовывать сови действия в ходе достижения общих результатов, нужных им всем. Это называется «разделяемыми нормами» и означает, что в группе у каждого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.