logo
Antropologia

23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.

1975-76 гг. – появление постструктурализма. Основные представители - Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар.

Основные положения: все формы общественной деятельности пронизаны символикой, символ стимулирует определенное действие; культура имеет знаково-символическую природу – главный признак – символическое поведение; основа культурных явлений – социальные взаимодействия, взятые в их символическом взаимодействии; в ходе символического взаимодействия индивид осваивает выработанные образы и смыслы, воспринимает мотивы и стремления других людей и формирует свои мотивы и стремления; концептуальный интеракционизм – каждый человек строит свое «Я», основываясь на реакциях людей, с которыми он вступает в контакт, так формируется для личности зеркальное «Я»; в качестве зеркального «Я» могут выступать всеобщие ценности.

Ж.-Ф. Лиотар: современная культура – постмодернистское состояние, т.е. состояние нашей культуры следует трансформации XIX века, изменившего правила игры в науке, литературе, искусстве.

Постмодернизм используется для описания знания наиболее высокоразвитых обществ.

Постмодернизм и модернизм – противоположные образы культуры. Модернизм характеризуется единой системой норм, согласием, порядком, истиной как критерием знаний, наукой как сферой культурного познания, твердой основой действительности, единой системой культурных норм. Постмодернизм характеризуют противостояние, различие, разногласия, условность, метафоричность, приоритет искусства, разные реальности, множество нормативных систем.

Постмодернисты стремятся к изучению неопределенных, слабоструктурированных культурных феноменов.

Постмодернизм как состояние общества: полицентричность как отказ от европоцентризма; релятивизация сильных сторон европейской культуры модерна; отказ от веры в прогресс, осознание возможности нового варварства; культурный и социальный плюрализм; отказ от понятия «личность» в пользу понятия «масса».

Постструктурализм — движение, считающее претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания исторических событий Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой структуры — контекст, индивидуальные особенности автора

Постструктурализм (последняя треть XX в.) — движение критиков структурализма. Яркий представитель — французский философ и социолог Мишель Фуко (1926-1984). По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст, диалогичность и индивидуальные особенности человека, от проявления которых очень часто зависят направление и результаты развития истории.

В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор — французский лингвист и философ Жак Деррида (1930-2004).

Цель критики — разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, скрытых не только от «наивного» читателя, но и от самого автора «остаточных смыслов». Результатом критики должны стать собственные размышления критика, навеянные чтением исходного текста. При этом они более важны, чем сам текст. Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста. Нет никакой однозначной, целостной, скрытой и все подчиняющей структуры текста. Разрушенный деконструкцией, он распадается на множество фрагментов, не связанных ничем, кроме личных ассоциаций критика. Сколько критиков (читателей), столько и интерпретаций текста. Нет никакого различия между естественным, научным и художественным языками.

Всякий язык неизбежно художественен, всегда функционирует по законам риторики и метафоры, любое научное знание существует в виде не строго логического изложения-исследования своего предмета, а художественного произведения. Всякий текст — «рассказ». Мир можно познать только в форме «литературного» рассказа, истории, даже представители естественных наук, например физики, «рассказывают истории» о ядерных частицах. Любая структура (порядок) рождается из неструктуры (хаоса). Поэтому важна не целостность, а ее части, фрагменты, не безличная структура, а личность и переживания ее автора.

Ж. Деррида – концепция деконструктивизма.

Деррида — один из наиболее авторитетных философов постмодерна. Пользовался огромной популярностью в США.

Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов. Деррида понимает письмо в очень широком смысле и вводит «археписьмо» - жесты, мимика, тату, буквы – нет начала, т.к. любое письмо есть список с уже ранее написанного, поэтому совокупность текстов рассматривает сплошное поле переносов значений. Один текст внедряется в другой. Идея – разрушить логоцентризм – слово – это уже письмо, отсюда следует то, что письмо первично, а речь подчиняется письму.

Считал себя продолжателем и критиком идей Хайдеггера и Фрейда.