19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
В начале 20 века появляется новое направление – «культура и личность».
Его представители: Абрам Кардинер, Ральф Линтон, Клод Дюбуа.
Данное направление изучало связь между культурой и личностью в данном обществе.
А. Кардинер – модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующего в данной культуре, и социальных институций, присущих данной культуре.
«Основная/базовая личностная структура» формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым данной культуре и дает ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния; формируется через «первичные общественные институции» (способы жизнеобеспечения, семейная организация, практика ухода за детьми, воспитание; определяет степень тревожности, характеров неврозов, способы психологической защиты, характерных для данного общества.) – средства, с помощью которых на индивида в процессе его роста и развития оказывается определенное воздействие. Наличие основной личностной структуры объясняется тем, что на нее влияет единая культурная практика.
«Вторичные общественные институции» (фольклор, мифология, религия) – результат попыток индивида компенсировать полученные в детстве травмы (отражение основной личностной структуры). Социальные изменения возникают как следствие изменений первичных социальных институций.
Р. Линтон – «модальная личностная структура» – совокупность относительно устойчивых характеристик личности, типичной в данной общности, соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества.
Концепции мультимодальных обществ – каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.