20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
«Я-концепция». Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода вариаций, отклонений, изменений образцов поведения, деятельности, взаимодействия, важно принимать во внимание, что единственным источником всех этих порождений являются люди, находящиеся в разного рода отношениях друг с другом. Соответственно необходимо иметь концептуальную представленность индивида в этих процессах, которая теоретически позволила бы дифференцировать их в соответствии с выделением индивидуальных вкладов их участников. Среди таких теоретических конструктов представление людей о себе, или «я-концепция», занимают значимое место. «Я-концепция» предполагает, что у индивида существует некое внут-риличностное ядро — «я», — отбирающее и интегрирующее значимую и отбрасывающее незначимую для него информацию.
Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, индивидуального лица, но не «личности» или набора факторов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объекта для других и «я» как социального (и психологического) объекта для себя.
Личностная идентичность. Эти представления формируются у индивида по мере его участия в различных социальных группах.
Социальной группой называется двое или более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями сходных отношений к окружению и т. п. Когда к индивидам приходит осознание принадлежности к одной или нескольким социальным группам, начинает формироваться их социальная (культурная) идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной «я-концепции», то есть представления человека о себе, которая является производной знания о принадлежности к социальной группе, а также ценностной и эмоциональной значимости такой принадлежности. Часть «я-концепции», не объясняемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить различие между публичным «я» и приватным «я». Приватное «я» есть часть «я-концепции», известная только самому индивиду, тогда как публичное «я» известно другим.
Когда в коммуникативном процессе доминирует социальная идентификация, можно говорить о межгрупповой коммуникации. Соответственно для межгруппового поведения в отличие от межличностного характерно то, что тип контроля здесь — это социальные нормы, групповые ценности и стереотипы поведения, а не личностные предпочтения и эмоции. Индивидуалистический взгляд на «я» предполагает, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. На это, например, обращает внимание К. Гирц, говоря о понимании личности в западной культуре «как имеющей границы, уникальном, более или менее интегрированном мотивационном и когнитивном универсуме, динамическом центре познания, эмоций, суждений и действий, организованных в выделенную целостность, противопоставляющую себя другим подобным целостностям, а также социальным и природным основаниям».
Лицо. В исследовании коммуникативных процессов выделяется еще один концепт, характеризующий индивидуальную специфику человека в его отношении с другими. Это концепция «лица», которая встречается в каждой культуре. Она обозначает публичный «я-образ», который стремится утвердить индивид, которым можно наделять, который может быть утерян, и дарован. Можно считать его своеобразным культурным знаком Я. Лицо представляет собой проекцию «я» на ситуацию, предполагающую отношения с другими, идентичность, совместно определяемую участниками взаимодействия.
Социальная идентичность. Определяется как т часть «Я-концепции», которая является производной осознания и оценки принадлежности к той или иной группе. Она базируется на разделяемых социальных представлениях и репрезентациях. Индивиды ищут подтверждения относительно своей групповой принадлежности во взаимодействии с другими. Они сравнивают свою группу с другими и взаимодействуют с другими группами так, чтобы представить свою группы в благоприятном свете. Когда групповая принадлежность воспринимается как социально более ценная, чем пребывание вне группы, у ее членов формируется позитивная социальная идентичность.
Представления о других. Социальное познание относится к тому, «как люди думают о людях» и базируется на таких процессах как построение абстракций, выводов, категоризаций и т.п. относительно будущих партнеров коммуникации. В этом отношении значительная роль принадлежит стереотипным представлениям о других. Стереотипы возникают благодаря процессу типологизации и относятся к разделению людей на категории в соответствии с различными элементами (раса, пол). Необходимость в таких символах возникает при столкновении с посторонними в гораздо большей степени, чем с хорошо знакомыми. Стереотипные представления детерминированы степенью знакомства и количеством контактов. Функции стереотипов в данной концепции:
— стереотипы влияют на переработку информации в том смысле, что о своей группе более запоминается позитивная информация, а о чужой — негативная;
— стереотипы порождают ожидания (гипотезы) относительно Других, и люди стараются найти им подтверждение;
— стереотипы ограничивают коммуникативное поведение других тем, что подтверждает стереотипные представления о них.
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.