11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
М. Херсковиц, (1895 -1963) - видный американский антрополог, оказавший значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур, создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами, независимо от уровня их развития, сложности системы культуры, черт, которыми они обладают. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры.
Культурный релятивизм – реакция на европейский этноцентризм. Каждую культуру надо рассматривать в своих собственных рамках как закрытую систему.
Клод Клакон говорил о ценностях – осознанных или неосознанных, характерных для индивида или группы представлениях о желаемом, которые определяют выбор целей с учетом возможных средств и способов взаимодействия.
Мелвилл Херсковиц высказывался против:
Расистских объяснений специфики культуры, которые все сводят к телесной оганизации;
Географического детерминизма (объяснение своеобразия культур исходя из особенностей среды обитания);
Экономического детерминизма, где основополагающий фактор – способ производства материальных благ.
Культура – созданная человеком среда обитания.
История человечества – сумма самостоятельных разнонаправленно развивающихся культур.
Структура культура связана с человеческим опытом. Несколько аспектов:
Техническая оснащенность;
Экономическая система распределения средств для существования;
Социальная и политическая организация;
Философия жизни, религия, искусство;
Язык;
Система санкций и целей, придающих смысл жизни.
При сравнении культур Херсковиц был склонен подчеркивать сходство, а не различия между ними. Особое внимание он уделял универсалиям — тем чертам общечеловеческой культуры, которые могут весьма различно проявляться у разных народов.
Универсалии:
Формы непосредственных общественных объединений;
Приемы воспитания молодёжи;
Народное творчество.
3 принципа культурного релятивизма:
Методологический – способ познания культуры на основе тех ценностей, которые признаны у данного народа;
Философский – признание множественности путей культурного развития;
Практический – вовлечение в индустриальные цивилизации архаических культур при условии сохранения их культурной самобытности.
Принципиальное понятие – инкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.