logo
Antropologia

11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.

М. Херсковиц, (1895 -1963) - видный американский антрополог, оказавший значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур, создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами, независимо от уровня их развития, сложности системы культуры, черт, которыми они обладают. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры.

Культурный релятивизм – реакция на европейский этноцентризм. Каждую культуру надо рассматривать в своих собственных рамках как закрытую систему.

Клод Клакон говорил о ценностях – осознанных или неосознанных, характерных для индивида или группы представлениях о желаемом, которые определяют выбор целей с учетом возможных средств и способов взаимодействия.

Мелвилл Херсковиц высказывался против:

  1. Расистских объяснений специфики культуры, которые все сводят к телесной оганизации;

  2. Географического детерминизма (объяснение своеобразия культур исходя из особенностей среды обитания);

  3. Экономического детерминизма, где основополагающий фактор – способ производства материальных благ.

Культура – созданная человеком среда обитания.

История человечества – сумма самостоятельных разнонаправленно развивающихся культур.

Структура культура связана с человеческим опытом. Несколько аспектов:

  1. Техническая оснащенность;

  2. Экономическая система распределения средств для существования;

  3. Социальная и политическая организация;

  4. Философия жизни, религия, искусство;

  5. Язык;

  6. Система санкций и целей, придающих смысл жизни.

При сравнении культур Херсковиц был склонен подчеркивать сходство, а не различия между ними. Особое внимание он уделял универсалиям — тем чертам общечеловеческой культуры, которые могут весьма различно проявляться у разных народов.

Универсалии:

3 принципа культурного релятивизма:

  1. Методологический – способ познания культуры на основе тех ценностей, которые признаны у данного народа;

  2. Философский – признание множественности путей культурного развития;

  3. Практический – вовлечение в индустриальные цивилизации архаических культур при условии сохранения их культурной самобытности.

Принципиальное понятие – инкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры.