logo
Antropologia

7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.

Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Основные положения:

  1. Диффузионизму подвергаются как предметы материального мира, так и духовного.

  2. Каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе, в конкретных условиях и распространяется по всему миру.

  3. Задача диффузионизма – поиск центра зарождения для каждой культуры.

  4. Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.

  5. Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.

  6. Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.

  7. Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.

  8. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

Немецкий исследователь Фридрих Ратцель (1844-1904) стал основателем новой идеи в культурологии, названной диффузионизмом.

Основные представители: Фритц Гребнер (разрабатывал теорию культурных кругов, метод картографирования явлений культуры); Лео Фробениус (основатель теории культурных кругов); Кларк Уислер (общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях из своего центра происхождения. При этом, распространение явлений и общечеловеческих черт осуществляется концентрическим образом, то есть более простые занимают окраинное положение, а более сложные – центральные позиции); Уильям Риверс (взаимодействие культур больших групп переселенцев образуют новую культуру), Графтон Эллиот-Смит (изучал Древний Египет), Уильям Перри (примитивная культура – высокая культура).

3 варианта диффузионизма:

  1. Инвазионизм – вторжение – все изменения в обществе вызваны вторжением племён переселенцев, которые принадлежат более высокому уровню развития;

  2. Теория культурного центра: все цивилизации зародились в Шумере и Древнем Египте;

  3. Теории культурных кругов (пример – Западно-Европейский культурный круг – охватывает бассейн реки Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. В него входят: плетеный щит, барабан, дома с двускатной крышей, лук и т.п.).

Культуры могут быть женские и мужские. Женская устремлена вниз: люди строят подземные жилища, хранилища, дома. Имеются представления о подземной жизни. Мужская культура стремится вверх: свайные жилища, кровати на ножках и т.п. При слиянии побеждает более высокая культура.