logo
Antropologia

30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.

Общая характеристика волновых процессов

Изменение таких составляющих социокультурной жизни, как характер производства и потребления, со­циального расслоения, технологии, культурные или художественные стили и т. п. можно оценивать по двум измерениям. Во-первых, общая последовательность смены соответствующих событий (хронология), во-вто­рых, форма этой последовательности. Хронология дви­жения может быть представлена как необратимый процесс, который прерывается или меняет траекторию под влиянием разного рода возмущающих факторов. Формы же этого движения, такие, как ритмы, подъемы и спады, большая или меньшая интенсивность, могут быть описаны с помощью волнообразной кривой и считаться обратимыми процессами.

Концепция ритмичности изменений. При иссле­довании волновых процессов, происходящих в социо­культурных системах, предметом наблюдения обычно становятся ритмические смены таких их параметров, как открытость — закрытость, структурное усложне­ние — упрощение, большая или меньшая степень ди­намизма. Однако следует подчеркнуть, что для систе­мы в целом фиксация ритмичности — это всего лишь описание, но никак не объяснение происходящих из­менений. Дело в том, что различные её компоненты характеризуются специфичными «собственными» темпами динамизма. Поэтому, например, в политике или науке события сменяют друг друга быстрее, чем в сфере права. В то же время возможны состояния общества, когда ускорение или замедление смены событии характеризует все его основные области: эко­номическую, социально-организационную, познава­тельную.

Сходные явления можно наблюдать и в образе жизни людей. Эта комплексная категория объединяет в общий процесс различные культурные формы жиз­недеятельности, в которых «участвует» индивид. В ди­намике этого процесса можно выделить установивши­еся, структурно стабильные, и проблемные, структур­но нестабильные ситуации, чередование которых может быть представлено как его ритмическая форма. Нако­нец, в социокультурной системе любого уровня можно выделить состояния, характеризующиеся либо схож­дением (конвергенцией), либо расхождением (дивер­генцией), либо параллельным движением тех процес­сов, которые являются социально значимыми, то есть оказывают влияние на изменение форм поведения и взаимодействия большинства его членов. Все назван­ные параметры последовательных и периодичных из­менений, происходящих в отдельных областях социо­культурной жизни, могут рассматриваться как показа­тели их фазовых состояний. Следовательно, выделение таких показателей послужит основанием для вывода о том, что динамика рассматриваемой системы имеет волнообразную (в пределе циклическую) форму.

Изменчивость социокультурных единиц, таким об­разом, может быть описана по крайней мере двумя способами. Во-первых, в форме эволюционного про­цесса, суть которого состоит в последовательном нео­братимом повышении уровня сложности и организо­ванности рассматриваемой системы. Во-вторых, в форме волнообразного процесса, который складывает­ся как повторяющаяся последовательность набора оп­ределенных фаз или состояний. Внутренняя структура такого процесса обусловлена тем, что значения опре­деленных его переменных то возрастают, то снижа­ются до некоторой фиксированной величины относи­тельно определенного среднего уровня. Если у таких колебаний значений переменной обнаруживаются периодичность с определенной частотой и амплитуда, можно говорить о ритме процесса и характеризовать его как волнообразный. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации.

Общий характер таких процессов описывается теорией колебаний, имеющей столь же абстрактную форму, как общая теория систем и потому так же, как она, применимой к любому объекту, проявляющему соответствующие характеристики.

Изучение различных областей жизни дает основа­ния говорить о своего рода эталонных ритмах, харак­теризующих определенные классы природных и со­циокультурных явлений. Для социальной и культур­ной антропологии это обстоятельство приобретает возрастающую значимость по мере того как происхо­дит накопление эмпирических свидетельств относи­тельно смены фаз индивидуального жизненного цикла не только как о физиологической, но и психической ан­тропологической универсалии. Иными словами, поми­мо того, что организм всех людей меняется от детства через зрелость к старости, все люди в ходе жизненно­го цикла переживают одинаковые так называемые психические кризисы, относительно независимые по времени возникновения от внешних обстоятельств.

Классификация некоторых социокультурных про­цессов по ритмичности, то есть времени одного полно­го колебания была проведена Н.К. Серовым.

Величина модуля

Типичные процессы

продолжительности

Микромодульные

процессы «мгновение ока» и т. п.

до 0,1 сек.

Мезомодульные процессы

от долей 1 сек.

биение сердца, вдох—выдох, музы-

до 10 сек.

кальные звуки и паузы, трудовые

движения;

от 10 до 100 сек. трудовой прием, творческая импровизация, экспромт;-

(до 1— 1,5 мин.)

от 1 до 100 мин. сеанс (время непрерывного выполнения какого-либо

(около 1,5 час.) дела), - урок, лекция, «быстрый сон», обеденный

перерыв, беседа;

от 1 до 10 час. (в ежесуточный сон, рабочий день, ежедневный досуг,

среднем 5 — 6 час.) вдохновение;

от 10 до 24 час. смена труда и отдыха, циркадный ритм и его фазы;

от 1 до 10 сут. недельные ритмы труда и отдыха, затяжное настроение,

(в среднем около обострение болезни;

5 — 7 сут.)

от 10 до 30 сут. эмоциональный ритм и его фазы, время отпуска, курс

лечения, мен­струальный цикл;

от 30 до 100 сут. краткосрочное обучение, курсы пе­реподготовки,

сезонная мода, вну­триутробное развитие,

сезонный ритм работоспособности и его фазы;

Макромодульные процессы

от 1 до 5 лет обучение ребенка ходьбе, речи, начальное

(в среднем 3 года) школьное обучение;-

от 5 до 10 лет периоды ритма возрастной перестройки психики,

(в среднем около выборные компании, короткие циклы деловой активности

7 — 8 лет)

от 10 до 25 лет взросление, социальное созревание,

(в среднем около половое созревание, политические

15—18 лет) перемены, средние экономические волны;

от 25 до 50 лет период трудоспособности, период фертильности,

(в среднем около время смены поколений, политические режимы;

35 — 40 лет)

от 50 до 100 лет формирование семьи из 3 — 4 поколений,

(в среднем около продолжительность жизни индивида,

70 — 80 лет) длинные экономические волны,

художественные культуры (стили);

Мегамодульные процессы

100— 1000 лет относительная стабильность языка, традиций,

обычаев, царские династии общественные формации;

более 100 тыс. лет за пределами «живой» памяти человечества.

Выявление формы изменений. Выявление формы изменчивости изучаемых социокультурных перемен­ных, определение того, периодична она или нет, пред­полагает обязательные эмпирические наблюдения. Чаще всего при изучении социокультурной динамики применяется построение временных статистических рядов, характеризующих движение переменной (соци­альное расслоение, политические движения, соци­альная итерация и т. п.) в терминах специально пост­роенных количественных показателей, отслеживаемых в фиксированный промежуток времени. Установление достоверного динамического ряда определяется теоре­тически обоснованной организацией исследовательс­кой ситуации. Во-первых, время наблюдения следует выбрать так, чтобы можно было выявить по крайней мере одно полное колебание. Во-вторых, внутренняя разбивка этого временного промежутка на более мел­кие интервалы должна быть такой, чтобы с необходи­мой степенью подробности описать последователь­ность изменений рассматриваемой переменной.

Все эти параметры исследовательской ситуации обусловливаются основными задачами динамического анализа: выявление общего направления движения пе­ременной и внутренней формы её значения, в частно­сти, периодических изменений. Соответственно в пре­делах выбранного промежутка времени определяются:

— общее направление и форма движения пере- менной (тренд);

— более или менее регулярные колебания значе­ний переменной относительно тренда;

— случайные (непериодичные) отклонения значе­ний переменной относительно тренда.

В этом случае тренд описывает систематическое изменение одних и тех же показателей в течение дли­тельного периода времени. В социальных науках в за­висимости от объекта, от его собственной внутренней «склонности» к изменчивости этот период, как, скажем, видно из таблицы, может измеряться неделями, меся­цами, годами и даже десятилетиями. Если в динами­ческом ряду обнаруживается регулярность изменений, можно говорить о закономерном процессе движения переменной. Если такая регулярность отсутствует, то следует вывод, что либо изменчивость носит случай­ный характер, либо выбран слишком малый для объек­та, не соответствующий внутренним ритмам его коле­баний промежуток времени.

Выявление формы изменчивости переменной под­разумевает рассмотрение колебаний её значений от­носительно тренда. В результате динамический ряд ока­зывается разделенным на части с однородными из­менениями значений переменной. Например, вверх или вниз по отношению к тренду. Затем определяется периодичность этих колебаний. Если они не носят ре­гулярного характера, процесс не является волнообраз­ным, а имеет какую-то иную форму (например, эволю­ционную или линейную). Если же они периодичны, то есть полностью или в основном повторяют свои пара­метры, свою форму через определенные, более или ме­нее одинаковые промежутки времени, можно говорить о волновом характере процесса. В пределе этот процесс может быть описан с помощью математической моде­ли периодической функции.

Изучение отклонений в значениях переменной по отношению к тренду проводится с целью выделения пиков, по которым можно судить о периодах ритмичес­ких колебаний. Для математического описания такого рода ситуаций существует специальный инструмент — спектральный анализ. Он обеспечивает возможность систематическим образом обобщить амплитуды и частоты колебаний и представить форму исследуемого процесса.

Однако это лишь одна сторона вопроса. Дело в том, что каждая из рассматриваемых социокультурных переменных существует не сама по себе, но в опреде­ленном контексте. Её изменения, следовательно, обус­ловлены не только внутренними (эндогенными) факто­рами, но и взаимодействием с элементами окружения (экзогенными причинами). Скажем, уровень преступ­ности в обществе связан с такими его характеристика­ми, как степень устойчивости социальной структуры, скорость миграционных процессов, темпы урбаниза­ции, мера эффективности существующих нормативных систем и т. п. Поэтому для каждого тренда необходимо в статистическом выражении выстроить соответству­ющую ему социокультурную «среду», где его взаимо­действие с окружающими факторами оказывается наиболее значимым. Более того, следует установить внутренние колебания этого фона с тем, чтобы просле­дить соответствия и расхождения в интенсивности изменчивости между ним и рассматриваемой перемен­ной. В рамках статистического анализа причинные зависимости этих параллельных динамических рядов, разумеется, не выявляются. Но определенные гипоте­зы сформулировать вполне возможно.

Имеющийся опыт исследований позволяет выде­лить следующие основные принципы анализа связей между внешними и внутренними ритмами динамики изучаемой ситуации:

— Периодичные изменения тренда и внешнего фона рассматриваются как параллельные про­цессы, между которыми выявляются зависимо­сти с помощью корреляционного, регрессион­ного и фазово-пространственного анализа.

— Внутренний ритм процесса описывается на основе анализа отдельных событий, связанных с рассматриваемой переменной. Внешний фон представляется через общие тренды той со­вокупности переменных, от которых предпо­ложительно зависит форма изучаемого процесса.

— В рассматриваемых параллельных процессах выделяются наиболее показательные точки со­ответствия (максимумы, минимумы, пересече­ния). На основании их выделения можно стро­ить гипотезы относительно характера внешней обусловленности изменений в рамках изучае­мого тренда.

Из сказанного следует, что волновые концепции социокультурной динамики представляют собой удоб­ные абстракции, позволяющие оценить динамику тех пе­ременных системы, которые могут без потери познава­тельной значимости сводиться к дихотомии «больше — меньше». В таком случае значимой характеристикой этой переменной в основном являются такие колебания её величины относительно какого-то установленного уровня, которые описываются с помощью последова­тельных закономерных связей. При исследовании со­циокультурной жизни можно говорить не об абсолют­но, но только относительно обратимых процессах. С идеей обратимости здесь связывается представление о возможности повторения во времени определенного состояния системы или её элементов. Однако совер­шенно очевидно, что каждая новая «волна» реализует­ся в новых социокультурных условиях, и потому отнюдь не является простым повторением предыдущей.

Таким образом, процесс может быть назван обрати­мым лишь в некотором условном, абстрактном смысле.