logo
Antropologia

4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».

Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII веке благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX века понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Практически утрачивается прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения и подчеркивающий «высокий» уровень развития общества. Оно стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионализации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т. п.

В ХХ веке из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Как отмечал Ж.-П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие определений, есть некоторые общие позиции, которые присутствуют или ясно подразумеваются в каждом из таких определений.

Исходные общие представления, существующие в антропологии, не дают ответа на вопрос, «что в реальности есть культура». Они налагают ограничения на процессы и явления, включаемые в сферу изучения; служат основанием для поиска и интерпретации связей между «материальными» и «идеальными» толкованиями человеческой активности на уровне микро- и макровременных процессов социокультурной жизни. С этой точки зрения понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую поступательно двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов.

Понятие культура существует по двум направлениям – 1) Первое разработано в пределах школы Парсонса. Культура здесь считается составляющей набора аналитических конструктов, предназначенного для анализа социального действия. 2) второе направление зародилось в работах Леви-Стросса. Культура считается особой упорядоченной областью феноменов, противопоставляемой «природному». «Природное» - лишь материал для культуры. Чаще культура понимается во втором значении. Культура передается внегенетически, то есть ей обучают и обучаются. Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. У Ч. Морриса присутствуют свидетельства, что одни и те же естественные процессы в разных обществах имеют разные внешние социально санкционированные формы. Сторонники концепции культурной системы — Л. Уайт, К. Клакхон, А. Крёбер и др., говорили об обществе как о структурном аспекте рассмотрения совместной жизни людей, а о культуре — как о содержательном наполнении этой структуры. Многие теоретики отмечали, что культура материализуется в многочисленных объективированных формах прошлого и настоящего, но ее реальное существование проявляется только во взаимодействии, информационном содержательном обмене между людьми. Это означает также, что каковым бы ни было происхождение культурных объектов, понятие подразумевает, что речь идет о социальном, а не об индивидуально-специфическом явлении.

Искусственность культурных феноменов. Культурные явления искусственны и созданы людьми. Их противопоставление природным, естественным можно считать классическим. А. Гелен, Дж. Вико, Ш. Монтескье рассматривали культуру как природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности. Б. Малиновский связывал представление о культуре с искусственными средствами удовлетворения и регулирования природных человеческих потребностей. М. Вебер полагал, что культура подразумевает разумный и имеющий значение разрыв «бессмысленной бесконечности происходящих в мире событий». Культура рассматривается как биологически ненаследуемая информация, а также способы ее организации и хранения. Как заученное поведение ее определяли К. Кун, Д. Бидни, Р. Линтон. Наряду с широким толкованием искусственности существует более узкое (гуманитарное), в котором она ограничивается знаковым, символическим уровнем.

Вещи. Культура включает в себя вещи. Предметный мир культуры всегда был основным материалом для ее изучения. В археологии даже есть специальный термин – «материальная культура», обозначающий разного рода строения, орудия труда и т. п.

Образцы человеческих отношений. Культура включает в себя образцы человеческих отношений. В свое время Дж. Хонигман при определении культуры выделял два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы («паттерны»), которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственные торжества), а могут быть специфичными для региона (например, способ обработки земли) или группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий и отношений или же воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы, то есть желаемые, но недостижимые положения дел. Как отмечал Л. Уайт, «культуру следует объяснить в специфичной для этого терминологии. И сколь бы парадоксальным это ни казалось, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистичной и научно-адекватной интерпретации культуры можно достичь, лишь отвлекаясь от существования человека» и обращаясь к продуктам его деятельности.

Технологии. Культура технологична. Значимость выделения технологий, или специально организованного взаимодействия, ориентированного на достижение определенных результатов, в особую предметную область культуры сегодня не вызывает сомнения. Принято даже разделять технологии в зависимости от типов объектов, на создание которых они ориентированы: создание физических объектов; организация социального взаимодействия; порождение и трансляция символов.

Символические объекты. Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы. В свое время, определяя понятие «культура», А. Крёбер и К. Клакхон писали: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся и акцентированные) идеи, особенно те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой — как ее регуляторы». Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме». А.У. Гудинаф полагал, что «культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли».

Обобщая все наиболее значимые характеристики, которые выделялись в приведенных весьма авторитетных высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформулировать некоторое интегральное определение, объединяющее эти характеристики.

Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Короче, обращаясь к определению культуры в одном из сравнительно недавних антропологических словарей, следует выделить надбиологичные и социально транслируемые феномены, религиозные, социальные образцы и технику освоения среды.

Зачатки культуры у животных. Долгое время в социальной антропологии доминировало представление о том, что культура представляет собой уникальную характеристику человека. Основанием ее считалась способность людей с помощью символизации распознавать и разграничивать, а с помощью целенаправленной активности, деятельности придавать искусственные формы своему окружению. Символизация предполагает механизм формирования представлений, связывающих внутренний опыт с внешними стимулами, объектами, элементами окружения (референтами). Деятельность же является тем преобразующим началом, которое позволяет трансформировать материал, почерпнутый из окружения, в элементы искусственной среды. Во взаимодействии с ней формируются специфично человеческие, культурные характеристики как личности, так и индивидуальной и социальной активности. Особое внимание сторонники такого взгляда на культуру придают способности людей к произвольному созданию искусственных объектов. При этом произвольность понимается не в смысле абсолютной свободы воли, но как способность так комбинировать искусственные формы, чтобы они оказались пригодными для удовлетворения потребностей.

В современной науке взгляд на культуру как на специфически человеческий феномен оказывается слишком ограниченным. Данные археологии, этологии, приматологии свидетельствуют о том, что искусственные формы организации отношений с окружением есть практически у всех видов животных.

# Пример обезьян из Японии, окунающих рыбу в соленое озеро. Из археологии известно ,что прегоминиды жили социальными группами, и им была свойственна тенденция удерживать за собой одну и ту же территорию. Данные о нуклеарной семьи у приматов, наличие социальных ролей и т.п. породило гипотезу о наличии элементов социального научения и некоторая традиция «технологического знания». Раньше считалось, что коммуникация возможно только для человека, однако сейчас доказано, что животные также общаются с помощью звуковых, проксематических и пластических сигналов. В данном случае речь также идет об опыте, передаваемом внегенетическим путем, с помощью научения, и о применении этого опыта в отношениях индивида с окружением. Подобные формы жизнедеятельности обнаруживабтся у всех животных. Для их обозначения используют термин «протокультура» (предложенный Холлоуэллом и уточненный А. Уоллэсом). + термин этология. В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде, о поведении животных. Считается, что протокультура включает в себя общие предпосылки для формирования и передачи от поколения к поколению искусственных форм отношений живых существ с окружением, заученного опыта. Таким образов, понятие культура в культурной антропологии не отождествляется только с миром человеческих отношений.

Понятие «культура», таким образом, определяется широким кругом феноменов поведения и символических систем у человека и животных, генезис и динамика которых обусловлены не только имманентными закономерностями движений самой культуры, но и вне-культурными процессами и явлениями.

Каждая культура имеет свои характеристики, но среди универсальных мы можем назвать:

1) стабильность. Культура передается через традиции, правили и не зависит от одного человека

2) наличие внутренней (правила общения, грамматика) и внешней сторон (то, что мы наблюдаем – модели поведения, обычаи)

X. С. Триандис сформулировал понятие “культурный синдром” – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой.

Основными измерениями культуры он считает

  1. “простоту–сложность”, Отражает отношение ко времени. Чем более сложной является культура тем более деловые и точные отношения в ней присутствуют, к примеру, чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени, а также роли в ней более специфичны, в более простых культурах роли более диффузны, размыты.

  2. “индивидуализм–коллективизм”, Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые. В коллективистской культуре групповые цели превалируют над индивидуальными. Вследствие чего, в индивидуалистических культурах поведение личности определяется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских - принадлежностью к группе. Для индивидуалистических культур характерна универсальная шкала ценностей, как для оценки членов своей группы (ингруппы) так и для оценки группы внешней по отношению к индивиду (аутгруппы). Представителями же коллективных культур свойственны 2 разные шкалы ценностей по отношению к ингруппе и аутгруппе. Относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма - для Востока и Юга (Африка). В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию "под себя", а в индивидуалистических культурах наоборот, стремится изменить ситуацию в "свою пользу".

  3. “открытость–закрытость”. В "закрытых" культурах люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами, и нарушение норм строго карается. В "открытых" культурах наблюдается большая терпимость к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм. Для людей из "закрытых" культур значимы предсказуемость, определенность и безопасность им важно знать, что другие люди намерены делать. Еще три измерения были предложены психологом Г. Хофстедом. Он назвал их таким образом: дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность-феминность.

Ряд исследователей, в частности, Хофстеде, выделяют такие параметры, как:

1) дистанция власти – определяется, как "степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества". Индивиды из культур с большей дистанцией власти считают, что власть - это наиболее важная часть общественной жизни, здесь господствует более жесткий стиль управления. Ховстед установил, что родители из культур с высоким уровнем дистанции власти поощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а студенты в данных культурах демонстрируют более конформное поведение и более авторитарные установки, чем в культурах с низкой дистанцией власти.

2) избегание неопределенности Хофстед условно поделил культуры с высоким и низким уровнями нетерпимости (или избегания) неопределенности. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности (в основном, культуры коллективистского типа) индивидам свойственна высокая потребность в формализованных правилах и нормах поведения, они сопротивляются любым изменениям, имеют более высокий уровень тревожности, больше беспокоятся о будущем, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к риску. Культуры с низким уровнем избегания неопределенности имеют более низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей среде и характеризуются большей склонностью к риску.

3) маскулинность–фемининность. Высокая степень маскулинности (выраженности "мужского начала"), согласно Хофстеду, означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. Культуры в которых в качестве главных ценностей превалирует сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминным (как основанным на женском начале). В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах феминного типа половые роли обычно не столь строго фиксированны. Ховстед определил, что по сравнению с людьми из феминных культур, люди из маскулинных имеют более сильную мотивацию к достижению. Культурами "маскулинного типа" считаются культуры стран Австралии, Австрии, Германии, Великобритании, США, Канады, Японии и др. Культурами "феминного типа" являются культуры стран Чили, Нидерландов, Швеции, Россия.