65. Роль м.В. Ломоносова в истории русского литературного языка.
Наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного языка своей эпохи, приведения его в стройную систему, бесспорно, принадлежит гениальному ученому и поэту, выходцу из среды простого русского народа, М. В. Ломоносову. Причиной того, что этот исторический подвиг был выполнен именно Ломоносовым, была его необыкновенная природная одаренность, соединенная с титаническим трудолюбием и проявившаяся в своеобразной универсальности его таланта и как ученого и как писателя.
Одной из самых выдающихся черт деятельности М. В. Ломоносова во всех областях, охваченных его творчеством, мы можем признать его способность соединять теорию с практикой. И в области филологии теоретические труды Ломоносова — “Риторика”, “Российская грамматика” — были неразрывно” связаны с его литературной деятельностью. Речения, иллюстрирующие то или иное изучаемое им грамматическое явление русского языка, Ломоносов извлекал обычно из своих стихотворных произведений или тут же сочинял стихи специально, так, что в его грамматических трудах помещено как бы второе собрание его поэтических сочинений.
Ломоносов был первым в России ученым, выступавшим с общедоступными лекциями по точным наукам перед широкой аудиторией на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда еще почти не было. И Ломоносову, прежде всего, необходимо было выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания. Историки точных наук неоднократно отмечали выдающуюся роль Ломоносова в указанном отношении.
Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений: “а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык; б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение; в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку”.
По этим правилам и составлялись М. В. Ломоносовым научные термины, громадное большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание.
Ломоносов в разработанной им терминологической системе оставил и ряд терминов из числа ранее заимствованных русским языком иностранных слов, однако подчинил их русскому языку в отношении произношения и грамматической формы.
Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных заимствований, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII в. Вместо излишних заимствований Ломоносов нередко вводил в круг наименований отвлеченных понятий и терминологии неологизмы, слова, созданные им самим, но образованные от основ, исконно употреблявшихся как в русском, так и в других славянских языках.
Избегая иноязычных заимствований, Ломоносов в то же время стремился сблизить язык русской науки с западноевропейскими научными терминологиями, с одной стороны, используя интернациональную лексику, а с другой — образуя новые слова по типу соответствующих иноязычных терминов.
Стилистическая система русского литературного языка в его целом для середины XVIII в. была также разработана Ломоносовым. Его перу принадлежит ряд филологических сочинений, в которых он постепенно и последовательно развивал свои взгляды на стилистику современного ему языка, на соотношение в нем различных составивших его исторически сложившихся компонентов.
Взгляды на национальную основу русского литературного языка были сформулированы в виде совета начинающему писателю в произведении, озаглавленном “О качествах стихотворца рассуждение
Таким образом, Ломоносов отстаивает “рассудительное употребление” “чисто российского языка”, однако не отказывается от тех богатств речевого выражения, которые были накоплены за многие века в церковнославянском языке.
Наиболее отчетливо и полно идеи Ломоносова, составляющие сущность его стилистической теории, которую обычно называют “теорией трех стилей”, изложены и обоснованы в знаменитом “Рассуждении (предисловии) о пользе книг церьковных в Российском языке” (1757 г.)
“Российская грамматика”, созданная Ломоносовым в 1755— 1757 гг., несомненно, может быть признана наиболее совершенным из всех его филологических трудов. Основное ее значение для истории русского литературного языка заключается в том, что это первая действительно научная книга о русском языке; в собственном смысле слова. Второе не менее важное для истории русского литературного языка качество “Российской грамматики” определяется тем, что эта грамматика не только описательная, но и нормативно-стилистическая, точно отмечающая, какие именно категории и формы русской речи, какие черты произношения присущи высокому или низкому стилю.
Стройная стилистическая система, созданная Ломоносовым для русского литературного языка середины XVIII в., стремилась охватить все компоненты языка и отвечала нуждам развивавшейся русской литературы, соответствуя принципам классицизма.
Во всем творчестве М. В. Ломоносова как ученого и поэта— в разработке им терминологии в качестве важнейшей предпосылки создания научного стиля, в его теоретических рассуждениях и поэтической практике — нашло живое отражение состояние русского литературного языка середины XVIII в. и подготовлены исходные позиции для дальнейшего совершенствования языковых норм и приближения их к разнообразным потребностям формирующейся русской нации.
66.Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.
Пушкин начал лит. деятельность как сторонник Карамзина. Спор касался отношения к заимствованиям и соотн. письм. и разговорного языка. Задача: создать такой ЛЯ, кот. мог бы использоваться в самых разных ситуациях.
1.Молодой Пушкин достаточно широко употреблял зап-евр заимствования (до 20-х
гг). С 20х гг он отходит от карамзинских требований. Отказался от широкого
использования евр. фразеологизмов, от излишней метафоризации, от
шаблонных парафразов, бесконечного калькирования, выступил против
космополитизма в языке.
Одна из задач Пушкина – вывести язык прозы из-под влияния поэтич. стилей. Отношение к зап-евр заимствованиям умеренное.Они нужны там, где без них не обойтись. Пушкин отстаивает мысль, что РЛЯ должен опираться на жив. язык рус. народа. Пушкин имеет ввиду моск. произношение: конеШНо, скуШНый , яиШНица.
2. Вопрос о соотн. письм. и разговорного языка.
При всей широте лекс. запаса, он избегал такие слова, кот. не получили
широкого употребления. Особенно не любил разговорно-чиноничий язык, называл его языком дурного об-ва, кот. не отвечает понятию хорошего вкуса.
3. Отношение к церковнославянизмам
Сначала использовал их, но в огранич. кол-ве. Потом выраб. нов. принцип, допускает достаточно широкое их использование, как правило, в 4х функциях:
- семант. обогащение словаря РЯ
- средство создания торжественности
- воссоздание исторического колорита
- средство создания комического эффекта, каламбура
4. Реформа синтаксиса. Цель: упрощение синтаксиса. Необх. было убрать излишнюю красивость, вывести прозу из-под влияния поэзии
5.Значение АСП как реформатора РЛЯ
1)преобразил систему стилей РЛЯ, сложившуюся в 18 веке. На смену 3м стилям приходит единый, но многофункциональный ЛЯ, кот. мог использ. как в выс. поэзии, так и в деловых сферах.
2) выработал новую стилистическую норму, в кот. важно не само средство, а сочетание средств. Для Пушкина выбор средства опр-ся авт. позицией и целесообразностью.
3) выработал нов. синтаксис, в кот. важна сама организация текста.
4) вывел прозу из-под влияния поэзии. Определил осн. тенденции развития РЛЯ, в частности – в орфоэпии и в грамматике. современный – совремённый уходит в архив
5) обогатил арсенал выразит. средств рус. худ. Речи, создал современные нормы
6) сумел примирить в тексте 2 начала: книжное и разговорное
Роман «ЕО» - образец ЛЯ 19в., где на фоне нейтральных языковых единиц
употребляются то разговорные, то книжные средства выражения в различных
типах текста. Авторское описание - нейтральные языковые единицы. Разговорная форма ЛЯ представлена в диалогах. Основное новшество – введение в текст автора-рассказчика. Тип художественного повествования «ЕО» - одна из основных новаторских
особенностей романа. Поэт широко использует бытовую лексику народной речи для описания типичных особенностей русской жизни в деревне.
Благодаря Пушкину ЛЯ стал общим для всех. У него слились категории поэтического и прозаического, высокого и низкого слога. Для него народность языка – это образ мыслей и
чувствований, традиций и обычаев, которые образуют смысловую структуру
языка. Пушкин выдвигает идею национального смыслового контекста.
Народность у П. – это категория историческая. Всякое явление должно
изображаться в своем историческом контексте.
- 1. Современный русский литературный язк; система функциональных стилей современного русского литературного языка, характеристика основных стилей. Активные процессы в современном русском языке
- 2. Русский язык в современном мире. Современный русский литературный язык как язык межнационального общения.
- 8 Статей.
- 3. Гласные звуки современного русского литературного языка, их классификация. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.
- 4. Классификация согласных звуков современного русского литературного языка. Позиционная мена и позиионные изменения согласных звуков.
- 5. Система гласных фонем современного русского литературного языка. Изменения в произношении гласных фонем в русском языке после падения редуцированных.
- 6. Система согласных фонем современного русского литературного языка.
- 1. Гласные в 1-м предударном слоге:
- 10. Современная русская графика, ее основные принципы.
- 2)Аллофоны: весна – весне - корневые морфы не взаимозаменяемы. Если аллофоны не используются в одной позиции, а в разных, то отношения между ними - дополнительной дистрибуции.
- 14.Морфемика и деривация лексических единиц в русском языке. Связь словообразования с лексикой и грамматикой.
- 15. Исторические изменения в морфемном составе и структуре слов в русском языке. Соотношение морфемного, словообразовательного и этимологического анализов слов.
- 17. Лексическая парадигматика: синонимы, антонимы. Омонимы, паронимы. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
- 18. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Старославянизмы, их судьба в русском языке. Этимологические и исторические словари.
- 19. Лексика русского языка с точки зрения ее употребления.
- 20. Лексика русского языка с точки зрения ее экспрессивно-стилистических свойств.
- 21 Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства в соотношении со словом; характеристика фразеологизмов по степени семантической слитности. Фразеологические словари.
- 22. Фразеологические единицы русского языка с точки зрения их состава и структуры. Происхождение фразеологических единиц русского языка, их стилистическая характеристика.
- 23. Лексика и фразеология русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. Словари новых слов и значений.
- 24. Грамматические значения и их показатели. Грамматические категории. Способы формообразования в русском языке, морфологическая парадигма слова.
- 25.Категория частей речи в русском языке. Распределение слов по частям речи. Явления переходности в системе частей речи.
- 26. Имя существительное как часть речи в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Способы словопроизводства имен существительных в современном русском языке.
- 27. Род имен существительных в современном русском языке.
- 28 Число имен существительных в современном русском языке.
- 29.Категория падежа имен существительных в современном русском языке. История звательной формы.
- 31. Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. Разряды прилагательных, их семантика, словоизменение и словообразование.
- 32. Имя числительное как часть речи в современном русском языке.
- 33. Местоимение как часть речи, семантико-грамматические разряды, словоизменение.
- 34.Глагол как часть речи в современном русском языке; грамматические категории и формы глагола.
- 35. Категория наклонения. Значение и формы наклонений. История сослагательного наклонения.
- 39. Деепричастие, его семантика и грамматические категории. Образование деепричастий. Происхождение деепричастий в русском языке.
- 40. Наречие как часть речи в современном русском языке.
- 41. Категория состояния как особая часть речи. Разряды слов категории состояния.
- 42. Служебные слова в современном русском языке, их семантика, функции, структура.
- 46. Предложение как коммуникативная единица, его семантика и структура. Актуальное членение предложений.
- 47. Строение простого предложенея. Вопрос о структурной схеме предложения. Понятие о членах предложения, главные и второстепенные члены предложения. Нечленимые предложения.
- 49. Типы и формы сказуемого.
- 51. Условия обособления членов предложения. Функции обособленных членов. Семантико-структурные разряды обособленных членов.
- 52. Предложения с вводными и вставными компонентами.
- 53. Предложения с однородными членами.
- 54. Односоставные предложения, их семантика и структура. Классификация односоставных предложений.
- 55. Полные и неполные предложения Функционально-структурные разновидности неполных предложений. Эллиптические предложения.
- 1. Однородного состава.
- 65. Роль м.В. Ломоносова в истории русского литературного языка.
- 67. Проблема происхождения русского литературного языка. Основные этапы его развития.
- 68. Характеристика северновеликорусского и южновеликорусского наречий.
- 69.Система согласных и гласных звуков в древнерусском языке.
- 70. Переход [е] в [о] в истории русского языка.
- 3. Условий для перехода нет, а переход есть: это объясняется действием грамматической а налогии:
- 72.История звуков [г], [к], [х].
- 73.История шипящих и [ц] в русском языке.
- 74.История личных местоимений в русском языке.