СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
1. Дайте определения понятиям омонимия и омонимы. В чем заключается узкое и широкое понимание омонимии?
2. Охарактеризуйте типы омонимов. Лексические омонимы. Смежные с омонимией явления.
3. Каковы причины возникновения лексической омонимии?
4. Как связаны понятия полисемия и омонимия? Как следует понимать следующее высказывание В. В. Виноградова: «семантической границей слова является омонимия»?
5. Чем обусловлены трудности разграничения полисемии и омонимии? Какие критерии можно применять для их разграничения?
6. Как можно связать вопрос о системных отношениях в лексике (парадигматические, синтагматические, ассоциативно-деривационные) с проблемой разграничения полисемии и омонимии?
7. Отражение омонимов в толковых и специальных словарях.
8. Каковы стилистические функции омонимов?
Литература к семинарскому занятию 13
1. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989. С. 53–59.
2. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 1997. С. 75–84.
3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. В учебниках разных годов выпуска раздел «Омонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе».
4. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. С. 42–50.
5. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. 1977. С. 65–90.
Словарь
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974. (прочитать предисловие).
Термины
Лексическая омонимия, омограф, омоним, омонимия, омофон, омоформа.
Конспект работы
Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях // Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 295–312.
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2