logo
Belitsa_UMK_2012-1-uprazhnenia

Примерные практические задания по тексту

  1. Выпишите лексические единицы, относящиеся к пассивному словарному запасу современного русского языка: архаизмы (указав их тип), историзмы, узкоспециальные термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы (указав их тип), окказионализмы, экзотизмы, варваризмы и т. п. (в тексте представлены не все типы названных слов)

  2. Определите, какие функции в данном тексте выполняют слова и словосочетания: Кузьма, Кошель, Тихон, Дурновка, он, город, деревня, недаром, видно, кажется, может быть, страшась.

  3. Дайте толкование лексических значений и приведите контексты употреблений полисеманта горячий.

  4. Сделайте полный компонентный анализ слова деревня, учитывая его употребление в составе микроконтекста он презирал и ненавидел деревню всей душой.

  5. Выпишите из текста слова с переносным значением, назовите тип вторичного значения, укажите признак переноса наименования метафорических значений.

  6. Укажите внутреннюю форму следующих слов данного текста: деревня, Дурновка, Кошель, колея, хлебать, хуже.

  7. Постройте схему семантической структуры слова час. Укажите разновидность полисемии и охарактеризуйте ЛСВ, который употреблен в тексте.

  8. Объедините слова и словосочетания данного текста в группу, выделите архисему и дифференциальные признаки лексических единиц одной группы. Определите тип группы: тематическая или лексико-семантическая.

  9. Объедините в одну группу слова разных частей речи с архисемой ‘время’.

  10. Приведите примеры синонимов и квазисинонимов и прокомментируйте их. Подберите синонимы к словам душа, страх, силиться и прокомментируйте их.

  11. Выпишите из текста и подберите к трем-четырем словам синонимы, антонимы; прокомментируйте омонимы.

  12. Найдите стилистически маркированные лексические единицы и сгруппируйте их по характеру стилистической окраски.

  13. Охарактеризуйте следующие слова с точки зрения происхождения: город, хлебать, прежде, презирать, рождение.

  14. Выпишите из текста устойчивые словосочетания и определите тип каждого из них: фразеологические и нефразеологические.

А также дайте характеристику другим лингвистическим явлениям, найденным Вами в тексте.