1.Тематический план лекций
Курс | Семестр | Дидактическая единица | Всего | Ауди–торные занятия | Самостоятельная работа студента (конспекты) | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | |
Лекции | Семинары | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 2 |
| 144 | 32 | 32 | 80 | экзамен |
|
| 1. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. | 4 | 2 |
| 2 |
|
|
| 2. Слово как единица языка. | 4 | 2 |
| 2 | контр. работа (2 часа) |
|
| 3–4. Лексическое значение слова. Определения и аспекты изучения лексического значения. Лексическое значение и актуальный смысл. | 12 | 4 | 2 | 6 | |
|
| 5. Типология лексических значений слова. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
|
| 6. Структура лексического значения слова (семная структура лексического значения слова). | 8 | 2 | 2 | 4 | |
|
| 7. Семантическая (смысловая) структура лексемы (слова). | 10 | 2 | 2 | 6 | |
|
| 8. Лексика как уровень в структуре языка. Лексика как система. | 4 | 2 |
| 2 | |
|
| 9. Внутрисловные отношения в лексико-семантической системе русского языка (варьирование слова). | 14 | 2 | 4 | 8 | |
|
| 10. Междусловные отношения в лексико-семантической системе русского языка. | 22 | 2 | 8 | 12 | |
|
| 11. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения. | 28 | 2 | 12 | 14 | контр. работа
коллок–виум |
|
| 12. Русская фразеология как наука. Объем и границы фразеологии русского языка.Фразеологическая единица (фразеологизм) как объект фразеологии. | 6 | 2 |
| 4 | реферат
|
|
| 13. Семантика фразеологической единицы. Классификации фразеологизмов. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
|
| 14. Фразеология как система. Источники фразеологии русского языка. Фразеологическая лексикография. | 4 | 2 |
| 4 | |
|
| 15.Язык и культура. Понятие языковой картины мира (ЯКМ). ЯКМ в зеркале русской лексики и фразеологии. Концепты русской культуры. | 6 | 2 |
| 4 |
|
|
| 16. Русская лексикография как научная дисциплина. Типология современных словарей, реализующая принципы многоуровневого, многокорпусного и многоаспектного описания языка. Краткая история русской лексикографии. | 6 | 2 |
| 4 | cообще–ние |
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2