Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
1. Предмет и задачи лексикологии. Разделы лексикологии. Охарактеризуйте задачи лексикологии как особого раздела науки о языке.
2. Объясните сущность и цели синхронной и диахронной лексикологии.
3. Что является объектом изучения лексикологии? Связана ли лексикология с фонетикой, словообразованием, фразеологией, морфологией и синтаксисом? Чем обусловлена эта связь?
4. Аспекты изучения лексики: структурно-семантический, функционально-семантический, социолингвистический и коммуникативно-прагматический.
5. Слово как основная единица лексической системы языка. Признаки слова.
6. Соотношение слова с другими единицами языка.
7. Проблема тождества и отдельности слова.
Термины
Внутренняя форма слова, идиоматичность, лексема, лексикология, лексика, лексикография, ономасиология, парадигматика, план выражения слова, план содержания слова, слово, служебное слово, семантика, семасиология, синтагматика, система, этимология, фразеология, этимология.
Литература к семинарскому занятию 1
Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. С. 20–22.
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3–х ч. Ч. 1. М. 2002. С. 181–184, 191–196.
Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989. Гл. 1, 2. С. 4–28.
Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984. С. 19–26.
Смирницкий А. И. К вопросу о слове. Проблема отдельности слова. Проблема тождества слова // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1988.
Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. СПб, 1999. § 1.
Сулименко Н. Е. Современный русский язык: Слово в курсе лексикологии. СПб, 2004. С. 66–94.
Фомина М. И. Лексикология русского языка. М., 2003. С. 4–16.
Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972, § 1, 2, 6.
Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 2004. С. 5–20, 49–54, 58–65, 130–150.
Виноградов В. В. Русский язык. М., 2001. (Введение, § 5, 6).
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2