III. Лексика как система (8 часов)
1. Лексика как уровень в структуре языка. Лексика как система
Особенности лексического уровня в отличие от других языковых уровней. Виды системных связей в лексике: парадигматические, синтагматические.
Лексико-семантические и тематические группы лексики: сходства и различия. Понятия лексико-семантического и тематического поля. Гипонимия, или родо-видовые отношения, как особый тип отношений в рамках семантического поля.Гипонимы и гиперонимы. Идеографические и ассоциативные словари русского языка.
Два типа парадигматических отношений в лексике: внутрисловные (внутрилексемные) и междусловные (межлексемные).
2. Внутрисловные отношения в лексико-семантической системе русского языка (варьирование слова).
2.1. Варьирование слова в плане выражения (лексическое варьирование).
Понятие лексического варианта слова (К. С. Горбачевич). Внешние и внутренние причины лексического варьирования слова. Границы варьирования слова: фонетические, грамматические и семантические. Типология лексических вариантов: лексико-фонетические (акцентные и фонематические), лексико-грамматические, «словообразовательные», смешанные. Варьирование слова и языковая норма. Словари вариантов слов русского языка.
2.2. Варьирование слова в плане содержания (лексико-семантическое варьирование слова).
Моносемия и полисемия, моносемант и полисемант. Ассиметрия языкового знака (по С. О. Карцевскому). Разновидности однозначных слов.
Полисемия и ее причины. Семантическая деривация как способ развития вторичных номинаций. Метафорический и метонимический перенос наименования как способы развития многозначности.
Метафора: определение, аспекты изучения, механизм порождения. Основные направления метафорического переноса наименования а) с неодушевленного предмета на неодушевленный, б) с неодушевленного на одушевленный, в) с одушевленного на одушевленный, г) с одушевленного на неодушевленный. Модели метафоризации. Функции метафор: номинативная, терминологическая, экспрессивная, эстетическая, суггестивная и др. Типология метафор.
Метонимия: определение, механизм порождения, разновидности по типу смежности. Основные модели метонимического переноса наименования. Синекдоха как разновидность метонимии. Функции метонимии: номинативная, экспрессивная и др.
Полисемия в толковых словарях.
3. Междусловные отношения в лексико-семантической системе русского языка
Омонимия в русском языке. Определение омонимии и омонимов. Омонимия и полисемия, критерии их разграничения: семантический, лексический, морфологический, словообразовательный. Типы лексических омонимов:собственно омонимы, или лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Омонимия в толковых словарях. Словари омонимов русского языка.
Синонимия и синонимы в современном русском языке. Широкий и узкий подходы к определению синонимии. Критерии синонимичности. Синонимы и квазисинонимы (Ю. Д. Апресян). Понятия синонимического ряда и доминанты синонимического ряда. Классификации синонимов, проводимые на разных основаниях. Функции синонимов: номинативная, экспрессивная, эстетическая и др. Синонимы в толковых словарях русского языка. Традиционные словари синонимов русского языка. Новый объяснительный словарь синонимов (Ю. Д. Апресян).
Антонимия и антонимы в современном русском языке. Широкое и узкое понимание антонимии. Антонимический ряд как лексико-семантическая парадигма. Классификация антонимов: языковые (узуальные) и речевые (окказиональные, индивидуально-авторские). Функции антонимов. Словари антонимов русского языка.
Лексические конверсивы, их типы. Отличие от антонимов и синонимов.
Паронимы в современном русском языке.Широкое и узкое понимание паронимии. Классификация паронимов. Функции паронимов. Словари паронимов.
Синтагматические отношения в лексике. Понятие семантической валентности. Лексическая и грамматическая сочетаемость. Контекст, типы контекста. Словари сочетаемости.
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2