logo
Belitsa_UMK_2012-1-uprazhnenia

Задания и упражнения

1. Выпишите из первого тома «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 10 слов, имеющих помету нов. Проверьте сведения по БАС. Укажите, какие слова утратили эту помету, а значит, перешли в активный состав словаря.

2. Сопоставьте словарные толкования лексем город, горожанин, гражданин (в словаре В. И. Даля и МАС) и укажите изменения в значениях этих слов.

3.Распределите слова в две группы в зависимости от принадлежности их к активному или пассивному запасу.

Вариант 1

Сначала, сперва, поначалу, перво-наперво; окулист, глазник, офтальмолог; плохой, скверный, гадкий, мерзкий, отвратительный, поганый, дрянной, ерундовый, чепуховый, паршивый, фиговый; щель, прогалина, просвет, зазор, брешь, лакуна; банальный, тривиальный, рутинный, избитый, шаблонный, трафаретный, стереотипный, надоевший; бумажник, портмоне, кошелек, кошель, ридикюль.

Вариант 2

Авиалайнер, автобус, адмиралтейство, асессор, асфальт, бал, бакенбарды, баклажан, биндюжник, бит, верстка, взыскующий, воспроизводство, глаголить, грош, губерния, гувернер, дворецкий, десница, законодательство, зурна (флейта), идальго (дворянин), инфлюэнца (грипп), карета, кондиционер, корсар, лансье (танец), лапта, ледоход, литавры, лобзать, манго, маракас (погремушка), надгробие, низкопоклонник, око, оппозиция, пенсне, передняя, писец, пороховница, потребитель, президент, приказчик, проект, прошение, реверанс, решетник (укрепление на кровле поперек стропил), сахиб (название всех мусульман), скрадывать, скрижаль, смешанный, суверенный, судиться, сулить, телефакс, услада, чета, чиниться (излишне скромничать, церемониться), чинопроизводство, чох (чихание), чрево, цейхгауз (склад орудия).

4. Ниже приводятся некоторые агнонимы – слова, знакомые носителям языка по форме, но с трудом ими семантизируемые (толкуемые).

Автожир, акрида, астролябия, башлык, бобыль, боливар, бретер, валежник, газолин, гамаши, глазет, денница, загнетка, ланцет, лишенец, манерка, погребец, провизор, серсо, типун, ундина, цеппелин, эклер, эспаньолка.

Дайте толкование приведенным выше словам.

5. Распределите перечисленные ниже слова в две группы: 1) историзмы, 2) архаизмы. Какие слова относятся к советской эпохе?

Драгун, вежды, красноармеец, выя, кабриолет, кулак, выдвиженец, горе, рабфак, кринолин, бурнус, продотряд, дабы, зыби, кокошник, кормило, ловитва, середняк, ристалище, алтын, ревтрибунал, авиатор, перст, дуэль, помавать, тридевять, продналог, семо, овамо, казакин, синод, ЧК, хлябь, сретенье, грош, оксамит, гренадер, токмо, партизан, зипун, фрейлина, чрево, шуйца, камзол, контрреволюция, присно, опричник, пищаль, ветрило, камер-юнкер, палаш, салоп, мушкет, ландо, яруга, сенат, нэпман, комбеды, комбедовцы.

6. Найдите в тексте историзмы.

Родился я в глухих Сямских лесах Вологодской губернии, где отец после окончания курса семинарии был помощником управляющего лесным имением графа Олсуфьева, а управляющим был черноморский казак Петро Иванович Усатый, в 40-х годах променявший кубанские плавни на леса севера и одновременно фамилию Усатый на Мусатов, так, по крайней мере, адресовали ему письма из барской конторы, между тем как на письмах с Кубани значилось Усатому. Его отец, запорожец, после разгрома Сечи в 1775 г. Катериной ушел на Кубань, где обзавелся семейством и где вырос Петр Иванович, участвовавший в покорении Кавказа. С Кубани сюда он прибыл с женой и малолетней дочкой к Олсуфьеву, тоже участнику кавказских войн. Отец мой, новгородец с Белоозера, через год после службы в имении женился на шестнадцатилетней дочери его Надежде Петровне (В. А. Гиляровский. Мои скитания).

7. Найдите в приведенном тексте архаизмы. Какие слова современного русского литературного языка им соответствуют?

1. Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть. 2. Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой. 3. Я тобою полонен. 4. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 5. Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю. 6. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили. 7. «О юный ратник! – рек Тоскар, – с каким врагом тебе сражаться? Ужель и в сей стране война багрит ручьев струисты волны?..». 8. Весело видеть семью поселян, в землю бросающих горсти семян. 9. Склонила муза лик печальный и, тихо зарыдав, ушла. 10. В глухую полночь, бесприютный, по стогнам города пойдешь...

8. Сопоставьте словарные статьи к словам верста, грамота, гривна в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (том 1-й, М., 1958) и в «Словаре русского языка XI—XVII вв.» под редакцией С. Г. Бархударова (выпуски 2-й, М., 1955, и 3-й, М., 1976), с одной стороны, и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской (М., 1971) — с другой. Прокомментируйте различия в толковании данных слов в разных словарях.

9. Сравните словарные статьи в нем к словам взор, нега, сомкнуть «Словаре языка Пушкина» в 4-х томах (М., 1956—1961).с аналогичными в любом другом толковом словаре. Какую особенность в толковании этих слов вы заметили в «Словаре языка Пушкина»?

10. Приведите примеры лексических единиц, относящихся к активному запасу. Используйте в качестве справочного материала «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной. (Прочитать предисловие к словарю, составьте общее представление о нем.)

11. Ознакомьтесь со Словарем русского языка XI–ХVП вв. М.: Наука, 1975–1987. Вып. 1–13 (издание продолжается). Из любого выпуска словаря подберите примеры: а) слов, исчезнувших из системы современного русского языка; б) слов, имевших в древнерусском языке другие значения.

12. Укажите авторские неологизмы в приведенных фрагментах. Как они образованы? Приведите примеры слов общенародного употребления, имеющих такую же словообразовательную модель.

1. Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой

(Лермонтов).

9. В смокинг вштопорен,

побрит что надо.

По гранд

по опере гуляю грандом (Маяковский).

2. С кем идти

и на кого пенять? —

Класс миллионноглавый

напрягает глаз —

себя понять (Маяковский).

10. Не гнетет немая млечность,

Не тревожит звездный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг

(Есенин).

3. Пол ампиристый,

потолок рококовый, стенки —

Людовика XIV

(Маяковский).

11. Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок (Есенин).

4. Слова и слова.

Огнесловая лава (Маяковский).

12. Под окном от скользких ветел

Перепельи звоны ветра (Есенин).

5. Сверху взгляд

на Россию брось — рассинелась речками... (Маяковский).

13. И бурчало у трущоб в утробе, покрывая детвориный плачик... (Маяковский).

6. Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь (Есенин).

14. Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога (Есенин).

7. Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось (Есенин).

15. Я начал песнь моей дороги

С того, как душу мне томил

Бессоньем сдавленной тревоги

Огромный наш немирный мир (Твардовский).

8. О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть (Блок).

16. И дней туманность,

И ночная бессонность,

И вдали, в волнах, вдали — пролетевшие ладьи... (Блок).

Белым по белому

Зима пришла в суровости,

А принесла снежновости.

Все поле снегом замело,

Белым-бело, мелым-мело,

На поле снеголым-голо,

И над укрытой тропкою,

Над стежкой неприметною,

Снегладкою, сугробкою,

Почти что беспредметною,

Туды-сюды, сюды-туды

Бегут снегалочьи следы,

Как зимниероглифы,

Снегипетские мифы.

В лесу дубы немногие,

Снеголые, снежногие.

Висят на каждой елочке

Снегвоздики, снеголочки.

И снеголовая сосна

Стоит прямее дротика.

Сугробовая тишина.

Снеграфика. Снеготика.

(Н. Моршен).

13. По какому признаку приведенные ниже слова можно объединить в одну группу? Объясните значения этих слов. Воспользуйтесь словарями иностранных или новых слов.

Амбициозность, антивирус, архив (в информатике), аудирование, афганец, байкер, банкомат, бодибилдинг, БОМЖ, видеодвойка, визажист, возвращенец, выброс, депортированный, деструкция, диджей, джип, джойстик, интернет, клан, лейбл, масс-медиа, мораторий, наркобизнес, нелегал, ноутбук, отказница, отксерокопировать, пользователь, прайвеси, прайс-лист, саммит, самопальный, сканер, скейтборд, суицид, теледебаты, топ-модель, элитарный, яппи.

14. Установите, какие из приведенных слов, возникших в русском языке в советскую эпоху, стали общеупотребительными или уже перешли в разряд устаревшей лексики. При ответе используйте толковые словари русского языка.

Агитпункт, активист, атомоход, батрачком, газета, главк, горком, горсовет, заочник, звеньевой, исполком, колхозник, комбед, комсомолец, космовидение, культпоход, лайнер, ликбез, лунник, луноход, общесоюзный, партбилет, парторг, парторганизация, пединститут, перестраховка, продотряд, рабфак, самоотвод, совнарком, спутник, стахановец, стенгазета, телевидение, ударник, шлемофон, штурмовщина.

Темы сообщений

Подготовить характеристику толкового словаря (на выбор) по плану: