Задания и упражнения
1.Укажите среди приведенных слов многозначные и омонимичные. Аргументируйте свое мнение.
1. Благотворительный: связанный с благотворительностью; предназначенный в качестве помощи нуждающимся, организованный в целях получения средств для такой помощи. 2. Блок: объединение государств, партий, общественных организаций и т. п. для совместных действий; набор, комплект однородных предметов. 3. Боевик: хорошо обученный и оснащенный член незаконного вооруженного формирования; художественный фильм с динамичным захватывающим сюжетом, основанным на конфликте, разрешаемом с помощью физической или военной силы. 4. Братство: братские отношения между народами; община верующих. 5. Валюта: деньги какого-л. иностранного государства по отношению к деньгам данной страны; денежная единица какого-л. государства, лежащая в основе его денежной системы. 6. Видеозапись: запись визуальной информации (со звуковым сопровождением) на магнитную пленку или оптический диск для последующего воспроизведения на экране; такая пленка с записанной на ней визуальной информацией и звуком, а также сама эта информация. 7. ВС: Верховный совет; Верховный суд. 8. Гуманитарный: связанный с науками, изучающими экономическую, социальную, духовную жизнь человека и общества; обращенный к человеческой личности. 9. Дайджест: периодическое издание, перепечатывающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение содержания художественного произведения.
2. Укажите, где возможно, производные слова к приведенным омонимам. Совпадают ли их словообразовательные ряды?
Образец. Авто... – первая часть сложных слов со значением «относящийся к автомобилям, автомобильному транспорту»: автобаза, автошина, автопробег, автоколонна. – Авто... – первая часть сложных слов со значением «свой, относящийся к самому себе»: автобиография, автопортрет, автореферат.
1. Актив: наиболее деятельная часть организации, коллектива; актив – часть бухгалтерского баланса, отражающая все принадлежащие предприятию материальные ценности. 2. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного пая в предприятие, дающая владельцу право участия в прибылях; акция – действие, предпринимаемое для достижения какой-л. цели. 3. Бак – носовая надстройка судна; бак – большой сосуд для жидкостей. 4. Банк – финансовое предприятие, производящее операции со вкладами, кредитами и платежами; банк – в карточных играх: поставленные на кон деньги. 5. Банка – цилиндрический сосуд; банка – часть морского дна, возвышающаяся над окружающими глубинами. 6. Белок – высокомолекулярное органическое вещество, обеспечивающее жизнедеятельность животных и растительных организмов; белок – непрозрачная белая оболочка глаза. 7. Бич – длинная плеть; бич – опустившийся человек, не имеющий постоянных занятий. 8. Благо – добро, благополучие; благо – благодаря тому, что. 9. Блокировать – в командных играх: парализовать активность игрока; блокировать – закрепить в определенном положении (часть машины, устройства) для предотвращения аварийной ситуации.
3. Укажите среди приведенных омонимов полные и частичные.
1. Валить – заставлять падать, с силой опрокидывать (валить деревья); валить – падать, лететь массой (снег валит). 2. Венгерка – жен. к венгр: венгерка – бальный танец. 3. Верховой – относящийся к передвижению верхом; верховой – находящийся, действующий наверху, верхний. 4. Ветреница – жен. к ветреник; ветреница – травянистое лесное растение семейства лютиковых, с желтыми цветами. 5. Вешать – помешать в верхнем положении; вешать – определять вес, взвешивать. 6. Взвихрить – поднять вихрь, закружить; взвихрить – поднять вихрами, растрепать (волосы). 7. Взвод – небольшое войсковое подразделение; взвод – действие по глаголу взводить. 8. Вздуть – дуновением привести в движение и поднять вверх; вздуть – побить, отколотить. 9. Вид – внешний облик кого-, чего-л., внешность, наружность; вид – разновидность, тип. 10. Видать – неоднократно, много раз видеть, встречать; видать – можно видеть, рассмотреть; видно.
4. Сравните выделенные слова. Какие из них являются полными или неполными лексическими омонимами, какие – омоформами, какие – омофонами или омографами?
Посмотреть зло – причинить зло; оконное стекло – с зонта уже стекло; в лесу много белок – белок яйца; выпускной бал – высокий балл; побег из плена – побег растения; многоэтажные дома – сидеть дома; зимняя дорога – ткань дорога; заросший пруд – прут ивы; болтать о пустяках – болтать ногами; заливной луг – репчатый лук; машиностроительный завод – завод у часов; мою руки – дай мою тетрадь; географический атлас – атлас для платья; расцвел ирис – вкусный ирис; глубокая пропасть – пропасть в тумане; жать руку – жать пшеницу; красные щеки – красные девицы; материнская ласка – ласка убежала; походный марш – команда «Марш!».
5. Приводимые ниже попарно слова измените таким образом, чтобы образовались омоформы. Употребите их в предложениях.
Берег – беречь, вить – вести, душа – душить, лететь – лечить, мести – мель, пила – пить.
6. С помощью толковых словарей современного русского языка подберите примеры омонимов-существительных, омонимов-прилагательных, омонимов-глаголов (по 3 примера).
7. Прочитайте. Какие языковые явления лежат в основе игры слов?
1. Прибежала я в квартал, кричу: батюшки, не мой узел. – Знаем, – говорит, – что немой, рассказывай толком (Лесков.). 2. Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды (К. Прутков.). 3. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (К. Прутков.). 4. Плакала ночами, кажется, долго очень плакала/ Но так и не открыла/ Все твои секреты, все твои стены и мысли/ Все твои замкИ и зАмки (Елка).
5. Скромный цветок Хоть ростом я не с ноготок, Мне имя дали: ноготок. По красоте не чемпион, Куда скромней я, чем пион (Я. Козлов). | 7. Рыбак Рыбачьей удалью блесну И в речке возле леса Поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! (Я. Козлов) |
6. Кто что делает Косит косец, а зайчишка косит, Трусит трусишка, а ослик трусит (Я. Козлов).
| 8. Март сказал: – Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая, стаю Отраженных голубей (Я. Козлов).
|
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2