logo
Belitsa_UMK_2012-1-uprazhnenia

Задания и упражнения

1. Выпишите из словарей разных типов по одной словарной статье, демонстрирующей описание определенного аспекта изучения слова. Покажите различные аспекты описания слова на примере словарной статьи одного из слов толкового словаря.

2. Слово как центральная единица языковой системы обладает следующими основными признаками: а) фонетической цельнооформленностью; б) определенным значением; в) лексико-грамматической отнесенностью; г) структурной непроницаемостью; д) наличием одного основного ударения. Раскройте каждое из этих положений, проиллюстрировав его одним-двумя примерами и сопоставив слово с другими единицами языка: морфемами, фразеологизмами, свободными словосочетаниями.

3. Раскройте понятие коммуникативные свойства слова, анализируя словарные статьи из «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» Ю. Д. Апресяна.

4. Среди приведенных языковых единиц укажите словарные единицы, фонетические слова, словосочетания и предложения.

Диван-кровать. Береза. За полночь. Концерт. На концерте аншлаг. После концерта. Душа нараспашку. Давным-давно. Знак зодиака. По-русски говорить без умолку.

5. Представьте себе, что в следующем тексте по какой-то причине исчезли пробелы между словами, прописные буквы и знаки препинания. Сможете ли вы разделить этот текст на слова? Чем вы при этом будете руководствоваться?

Площадьотличаетсяотулицыипроездаобычнотемчтоееширинаприближаетсякеедлинеивовсякомслучаеонабольшечемубольшинстваулицоднакоиздесьестьисключениянапримерстараяплощадьвмосквеприеенебольшойдлинеужемногихулицтогогородапонятночтобольшуюрольвданномотношениииграеттрадиция.