logo
paper writing Manual EAAA-August07

4.3.2 Причастный и деепричастный обороты

Причастный и деепричастный обороты усложняют речь. Поэтому их редко используют в устных выступлениях и в обычной разговорной речи. Причастия и деепричастия придают тексту книжный лоск, ученый вид, а потому странно звучат не только в устной речи, но и в письменной, которая ставит своей целью имитацию или приближение к устной. Исключение составляет только научный стиль речи. Следовательно, используйте причастия и деепричастия в ваших исследовательских работах.

Придаточное

определительное предложение

Причастный и

деепричастный обороты

Книга, которая лежит на столе, прочитана.

Книга, лежащая на столе, прочитана.

Когда учитель вошел в класс, он поздоровался с учениками.

Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками.

Но также есть случаи, когда причастный и деепричастный обороты недопустимы, вместо них должны быть использованы только придаточные определительные предложения.

1. От глаголов совершенного вида (например: убежать, написать, суметь) причастия будущего времени, оканчивающиеся на -щий, не образуются. Неправильным будет сочетание: «проповедник, сумеющий раскрыть тему», но следует сказать: «проповедник, который сумеет раскрыть тему».

2. Причастия не образуются от глаголов условного наклонения (с частицей бы). Неправильно: «всякий, пожелавший бы проповедовать», но «всякий, кто пожелал бы проповедовать».

3. От некоторых глаголов образование деепричастий в современном русском языке вовсе невозможно! Это такие глаголы, как писать, бить, жать, лить и т.п. Несовременным будет сочетание: «пиша работу, думаю о тебе». Или «лия горькие слезы, он подошел к кафедре, бия себя в грудь».

Вот краткое напоминание правил, которых бесчисленное множество в русском языке. По крайней мере, эти моменты представляются очень важными, когда речь идет о красоте и правильности предложений.