52. Словообразование глаголов
В словообразовании глаголов главенствующее место занимает внутриглагольное словообразование, т. е. производство от основ глагола чистой префиксацией и префиксально-суффиксальным способом. Суффиксация имеет меньшее значение, а словосложение для словообразования глагола совсем малохарактерно.
Суффиксальным способом глаголы производятся преимущественно от основ имен существительных) и прилагательных '. Производные относятся к области лексической деривации.
От основ имен существительных образуются глаголы, обозначающие действия, различным образом связанные с тем, что названо производящей основой: -в-/-и(ть): бригадир - бригадир-ить, кочегар - ко-чегар-ить, соль - сол-ить. При спряжении словообразовательный суффикс -и- чередуется с нулем: слесар-ить - слесар'-в-у; -нича(ть): столяр - столяр-ничать, либерал - ли-бераль-ничать;-ова(ть): форма - форм-овать, борона - борон-овать; -ствова(ть): учитель - учитель-ствовать, проку-рор - прокурор-ствовать; -а(ть): обед - обед-ать, ужин - ужин-ать; -е(ть): вдова - вдов-еть, пот - пот-еть.
От основ имен прилагательных образуются глаголы, обозначающие: 'делать каким-либо в соответствии со значением производящей основы' - с помощью суффикса -в-//и(ть): синий - син-ить, злой - зл-ить; 'делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением производящей основы' - с помощью суффикса -е(ть): синий - син-еть, добрый - добр-еть.
Менее продуктивны отприлагательные глаголы с суффиксами -ова(ть) (типа пустой - пуст-овать) и -ничать (типа важный - важничать, жадный - жадничать, с наложением на стыке морфем).
Суффиксальное производство глаголов от других частей речи гораздо менее значительно.
От междометий, звукоподражаний и местоимений 'образуются глаголы с помощью суффикса -а- (если производящее оканчивается на гласный или -/-, используется интерфикс -к-): ах - ах-ать, ой - ой-(к)-ать, ну - ну-(к)-ать, мяу - мяу-(к)-ать, ты - ты-(к)-ать, вы - вы-(к)-ать.
Префиксация глаголов отличается богатством и выразительностью. Среди префиксальных глаголов различаются две большие группы: с приставками пространственных значений и с приставками количественно-временных значений.
Глаголы с приставками пространственных значений обозначают различные направления действия: в-: бежать - в-бежать, нести - в-нести; вз-: бежать-вз-бежать (в гору), лететь-вз-ле-теть; до-: бежать - до-бежать, лететь - до-лететь; за-: бежать - за-бежать (за что-нибудь); на-: бежать - на-бежать, лететь - на-лететь (на что-нибудь); о- /об-; бежать - о-бежать, лететь - об-лететь (что-нибудь) ; от-: бежать - от-бежать, лететь - от-лететь; пере-: бежать - пере-бежать, лететь - пере-лететь (через реку); при-: бежать - при-бежать, лететь - при-лететь; про-: бежать - про-бежать (под мостом), лезть -про-лезть; с-: бежать-с-бежать (с горы), лезть-с-лезть(со стола); у-: бежать - у-бежать, лететь - у-лететь.
Глаголы с приставками количественно-временных значений обозначают временные пределы, а также силу, интенсивность или слабость, неполноту действия.
1. Глаголы, обозначающие начало процесса: за-: петь - за-петь, говорить -- за-говорить; по-: бежать - по-бежать, плыть - по-плыть; вз-: (с оттенком интенсивности действия): кричать - вс-кричать, реветь - вз-реветь.
2. Глаголы, обозначающие окончание процесса: от- ("прекращение процесса'): цвести-от-цвести, греметь - от-греметь; до- ('доведение действия до конца'): думать-до-думать, читать - до-читать, шить - до-шить.
3. Глаголы, обозначающие окончание действия с оттенками полноты, тщательности, энергичности, силы его выполнения: раз-: ругать - раз-ругать, баловать - раз-бало-вать, целовать - рас-целовать; пере-: жарить - пере-жарить, кормить - пере-кор-мить; на-: безобразничать - на-безобразничать, возить - на-возить; про-: жарить - про-жарить, варить -про-варить (как следует), сушить-про-сушить; вы-: мерить - вы-мерить, строгать - вы-стро-гать.
4. Глаголы, обозначающие полную исчерпанность предмета действием, а также причинение неприятности, ущерба действием: вы-: топтать - вы-топтать, рубить - вы-рубить; из-: мылить - из-мылить (все мыло), писать - ис-писать (карандаш); за-: сечь - за-сечь (до смерти), играть - за-играть (мелодию); с-: носить - с-носить (башмаки), винтить - с-вин-тить (винт); от-: сидеть - от-сидеть (руку), топтать - от-топ-тать (ноги); про-: носить-про-носить (брюки до дырки), пла-кать-про-плакать (все глаза).
5. Глаголы, обозначающие дополнительное, добавочное действие, добавление чего-либо действием, а также слабость, неполноту действия: до- ('дополнительное действие'): грузить - до-гру-зить, купить - до-купить; под- ('дополнительное действие -для количественного увеличения объекта', 'прибавление действием'): лить - под-лить, купить - под-купить; под- ('дополнительное, повторное действие – для более полного достижения результата'): варить - под-варить (кашу; =доварить), красить-под-красить; при-: ('неполнота действия'): встать-при-встать, лечь - при-лечь; над-: рубить - над-рубить, колоть - над-колоть, бить - над-бить; недо-: выполнить - недо-выполнить, думать - недо-думать, рассказать - недо-рассказать.
Префиксально-суффиксальным способом образуются глаголы от основ глаголов и от основ других частей речи.
Глаголы, производимые от основ глаголов, образуют две группы:
а) приставка -J- производящая основа + суффикс несовершенного вида;
б) приставка + производящий глагол + ся. Рассмотрим каждую группу более детально.
а) Неполноту, ослабленность действия обозначает группа одновидовых глаголов несовершенного вида, имеющих прерывисто-длительное значение: по-: трещать - по-треск-ивать, кричать - по-крик-ивать; при- (с оттенком дополнительности действия): плясать - при-пляс-ывать, говорить - при-говар-ивать; под- (с оттенком дополнительности действия): петь - под-пе-вать, свистеть - под-свист-ывать; на-: петь - на-пе-вать, свистеть - на-с вист-ывать, шептать - на-шёпт-ывать.
Интенсивность, тщательность совершения действия выражает группа глаголов с приставками: вы-: шагать - вы-шаг-ивать, плясать - вы-пляс-ывать; на-: звонить - на-зван-ивать; хвалить - на-хвал-ивать.
б) Глаголы, образуемые одновременным присоединением приставки и -ся, многообразны по значениям: e-...-ся ('предельная исчерпанность действия, углубленность в действие'): читать - в-читать-ся, думать - в-думать-ся; за~...~ся ('увлеченность действием'): думать- за-думать-ся, читать - за-читать-ся; на-...-ся ('удовлетворенность действием'): гулять- на-гулять-ся, работать - на-работать-ся; из-...-ся ('исчерпанность в результате действия, приобретение каких-либо отрицательных свойств в результате действия'): хулиганить-ис-хулиганить-ся, писать - ис-писать-ся; до-...-ся ('достижение результата после интенсивного выполнения действия'): звать-до-звать-ся. звонить - до-звонит ь-ся.
Глаголы, производимые от основ имен существительных префиксально-суффиксальным способом, используют различные приставки в соединении с суффиксами -в-/-и(ть) и -е(ть): за-...-UTb: штора - за-штор-ить, рыба - за-рыб-ить; об-...-UTb: лес - об-лес-ить; при-^-ить: земля - при-земл-ить, луна - при-лун-ить.
Для отыменного производства глаголов префиксально-суффиксальным способом характерен префикс обез-. Производные на -ить обозначают 'лишить того, что названо производящей основой': соль - обес-сол-ить, вред - обез-вред-ить. Производные на -еть обозначают лишиться того, что названо производящей основой': сила - обес-сил-еть, ум - обез-ум-еть.
Глаголы, производимые от основ имен прилагательных суффиксально-префиксальным способом, производятся с помощью различных приставок (чаще всего у- и о-) и тех же суффиксов -в-/-и(ть) и -е(ть): плотный-у-плотн-ить, глубокий-у-глуб-ить, благо-родный - о-благород-ить; слабый - о-слаб-еть, скуд-ный - о-скуд-еть.
Способ сложения не типичен для словообразования глаголов. Существуют единичные сложные глаголы, образованные этим способом (самоустраниться, самовоспламениться и некоторые другие).
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.