25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Задача морфонологии установить: а) фонемный состав морфем разных видов; б) правила соединения морфем в слове, т.е. условия взаимопоиспособления морфем при их объединении; в) порядок следования морфем.
При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений: 1) чередование фонем (конец одного морфа изме-няется, приспосабливаясь к началу другого); 2) интерфиксация - между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс; 3) наложение (или интерференция) морфов - конец одного морфа объединяется с началом другого; 4) усечение производящей основы - конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.
Морфонология изучает чередования фонем, обусловленные их грамматической (морфонологической) позицией. Такие чередования следует отличать от чередований звуков, обусловленных их фонетической позицией. Чередования фонем, определяемые грамматическими позициями, называют грамматическими (или морфонологическими, морфологическими). Все эти названия передают особенность данных чередований – независимость от современных фонетических условий. В результате грамматических чередований изменяется фонемный состав слова, а в результате позиционных фонетических изменений состав фонем в слове не меняется.
Непременный признак чередований - повторяемость, поскольку нельзя говорить об обусловленности какого-либо различия в фонемном составе грамматической позицией, если такое различие встречается всего лишь один раз. Следовательно, единичность, неповторяемость противоречит самой сущности явления чередования.
Чередования согласных
Чередования в морфах основы на морфемном шве.
Для русского словообразования наиболее характерны чередования на морфемном шве корня (или основы) и суффикса: друг-друж-б-а, кусок-кусоч-ек. Эти чередования распространяются на согласные фонемы и имеют регрессивное направление, т.е. последующая морфема вызывает изменение в предшествующей. В русском словообразовании имеются суффиксы чередующиеся и нечередующиеся. К чередующимся суффиксам (т.е. к суффиксам, вызывающим чередования) относится, например, суффикс существительных -'онок/-'ат(а), служащий для образования названий невзрослых существ. Он вызывает чередования: заднеязычные/шипящие, д/ж, д'/ж, парные твердые согласные/парные мягкие: волк - волч'-онок, верблюд - верблюж-онок, медведь - медвеж-онок, тигр - тигр'-онок, слон - слон'-онок, лев - льв'-онок, орел - орл'-онок, повар - повар '-онок и т.д. Примером нечередующих суффиксов может быть суффикс относительных прилагательных -ов-: парк - парк-ов-ый, воск - воск-ов-ой, апель-син - апельсин-ов-ый.
Суффиксы, совпадающие по форме, но различные по значению, как правило, ведут себя в отношении чередования одинаково, т.е. вызывают одни и те же чередования. Ср. производные с суффиксом -ин(а) от основ на заднеязычные, имеющие значения: а) увеличительности; б) единичности; в) вида мяса. Например: а) -волк - волч-ина, носорог - носорож-ина, бульдог - бульдож-ина; б) урюк - урюч-ина, горох - горош-ина, жемчуг - жемчуж-ина; в) белуга - белуж-ина, сев-рюга - севрюж-ина, собака - собач-ина. Во всех образованиях, независимо от того, каково значение производных, обнаруживаются одни и те же чередования: г/ж, к/ч, х/ш.
Так же как и другие морфонологические явления, чередования могут быть продуктивными и непродуктивными. Наиболее продуктивны следующие виды чередования согласных: парные твердые согласные с мягкими (н/н' с/с', т/т', д/д': слон – слон'-онок, лиса – лис'-онок, кот – кот'-ище); заднеязычные с шипящими (г/ж, к/ч, х/ш: нога – нож-ища, песок – песоч-ек, мох – мш-ист-ый). Кроме продуктивности следует учитывать распространенность чередований, т.е. их широкую или узкую представленность в явлениях словообразования. Названные выше типы чередований широко распространены.
К непродуктивным и малораспространенным относятся чередования ц/ч (отец - отеч-еский; например, отеческая забота), д/ж (верблюд – верблюж-атина, медведь – медвеж-онок), с/ш (черкес – черкеш-енка); з/ж (князь – княж-еский) и некоторые другие.
Ряд чередующихся фонем, выступающих в алломорфах одной морфемы, называется морфонемой. Понятие морфонемы служит объединению различных морфов в одну морфему.
Не все представители морфонемы равноправны. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что не все члены чередующегося ряда могут занимать любые грамматические позиции.
Основным представителем морфонемы считать тот член, из которого можно легче всего предсказать все остальные члены чередовательного ряда. Например, можно ли в парах т/ч и к/ч считать ч основным представителем морфонемы в каждой чередующейся паре? Нет, так как ч, входя в два ряда чередований, может <предсказать> нам в качестве своих <сочередователей> и т, и к, тогда как г и к однозначно предсказывают ч. Следовательно, основными членами этих морфонем являются т и к.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что перед чередующими суффиксами морфонема выступает в слабом (не основном) виде, а перед нечередующимися в сильном (основном).
Для словообразования характерна направленность чередований от основного (или более сильного) члена морфонемы к более слабым ее представителям, т.е. производящая основа обычно содержит основной (или более сильный) член морфонемы, а производная - более слабый: друг - дружить - дружба, сухой - сушь - сушить, волк - волчица - волчонок, медведь - медвежонок. При этом в ряду чередующихся фонем, являющихся членами одной морфонемы, из пары согласных, коррелятивных по твердости / мягкости основным является твердый.
Чередования в морфах основы не на морфемном шве.
Этот вид чередований согласных для русского словообразования малохарактерен. Он представлен несколькими непродуктивными или малопродуктивными чередованиями почти не существенными для живого русского словообразования типа жать – жму, жать – жну, понять - понимать.
Чередования гласных
Чередования гласных для русского словообразования менее характерны, чем чередования согласных. В русском словообразовании значительную роль играет лишь чередование гласный/нуль звука, встречающееся «внутри» корневых и на границе аффиксальных морфов: лоб-ó – лøб-ище, сон-ø - сøн-иться, лев-ø - лøв-ица, орел-ø - орøл'-онок; сын-ок-ø - сын-ø-к-а, саратов-ец-в - Саратов-ø-ц-а, прыж-ок-в - прыж-ø-к-а; во-бøра-ть - выберем, ото-бøрать - от-берем. Во всех случаях чередование гласный/нуль звука вызывается структурой соседнего морфа справа (т.е. направление чередования регрессивное) – гласный сохраняется, если в соседнем морфе представлен нуль звука; нуль звука выступает тогда, когда в соседнем справа морфе имеется гласный.
Таким образом, в русском языке существует особая морфонема {гласная/нуль}, играющая важную роль в словообразовании.
Чередование в корневых морфемах гласных фонем <о>/<а. продуктивно в образовании форм несовершенного вида глагола с помощью суффикса -ива- - выносить - вынашивает, расспросить - расспрашивает, обусловить - обуславливает. Это чередование не отличается регулярностью, т. е. не распространяется на все случаи образования указанных форм.
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.