20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
Переразложением называется историческое изменение словообразовательной структуры слова, заключающееся в перемещении границ между морфемами в результате перехода одного или нескольких звуков из состава одной морфемы в состав другой соседней.
Этот процесс был открыт И. А. Бодуэном де Куртенэ в конце XIX в. Изучая историю индоевропейского склонения, И.А. Бодуэн де Куртенэ открыл закон «сокращения основ в пользу окончаний», который состоит в том, что в процессе исторического развития конечные гласные основы («тематические гласные») отошли к падежным окончаниям, т.е. граница между морфемами основы и окончания стала проходить в ином месте.
К переразложению основ очень часто приводят различные виды аналогии, под которой разумеется уподобление форм одного слова формам другого, грамматически родственного. В силу аналогии малопродуктивные типы слово- и формообразования уподобляются продуктивным типам слов и форм, теряя при этом производный характер или прежнюю членимость на морфемы. Ряд форм современного русского литературного языка обязан своим происхождением действию аналогии.
Так, например, окончания имен существительных мужского и среднего рода -ом, -ами, -ах (дом-ам, сел-ам, дом-ами, дом-ах, сел-ах)возникли под действием аналогии соответствующих форм имени существительного женского рода (книг-ам - стол-амвместостол-ом; ср. сохранившуюся форму в наречииподелом). Результатом такой аналогии явилось переразложение основы (книгамвместокнига-м). Слово отворить, образованное от корнявор-(ср.ворота, воротник- сторож у ворот) посредством префиксаот-, подвергалось влиянию словатворить. Аналогияотворить - творитьпривела к тому, что основа словаотворитьподверглась переразложению и осмыслялась как образование с приставкойо-. В результате такого переосмысления основы (о-творить) возникла в языке новая, самостоятельная база словообразования (ср.за-творить, при-творить, рас-творитьи т.д.).
Процесс переразложения характеризуется направленностью слева направо. В словообразовательной структуре русских слов переразложение возможно в следующих случаях:
1. Между приставкой и корнем: сън-я-ти (древнерусское) и с-ня-ть (современное), т.е. звук [н'] перестал быть конечным звуком приставки (сън'-) и «отошел» к корневой морфеме глагола.
2. Между суффиксами в основе слова: лен-т-яй-ٱ → лен-тяй-ٱ. В результате утраты в лексической системе слова с производящей основой лен-т-а — «ленивый человек» произошло перераспределение звуков в морфемном составе этого слова, а именно звук [т] перестал осознаваться как самостоятельный суффикс и соединился с последующим суффиксом в одно целое. Новые суффиксы, образующиеся благодаря этому, часто называют сложными или составными.
Так, на базе ряда производных существительных со значением лица, образованных при помощи суффикса -ик от основ прилагательных с суффиксом -н- (например, умн-ый человек. - умн-ик, глазн-ой врач,-глазн-ик), отрезок -ник стал восприниматься как целостный суффикс, так как соответствующие существительные могут быть истолкованы и как производные от существительных: умник – 'человек большого ума', глазник - 'врач, который лечит глаза'. С помощью суффикса -ник образуются имена лиц непосредственно от основ существительных: колхоз - колхозник.
Основы слов горячность, живность с точки зрения живых словообразовательных связей выделяют суффикс -ность(а не-ость), так как прилагательные, от которых эти основы образованы (горячный, живный), в современном языке неупотребительны. Суффикс-ностьявляется производным по отношению к суффиксу-остьи представляет сочетание суффикса-н-, отсеченного от основы прилагательного, и суффикса-ость. В основе слова уди-лище выделяется суффикс-лищ-, включающий в свой состав суффикс-л-, принадлежащий словуудило, которое в современном языке утрачено (ср.городище, сборище).
3. Между суффиксом и окончанием: пише-ши (древнерусское) и пиш-ешь (современное). Конечный гласный основы в подобных глаголах перешел в состав окончания. В этом случае переразложение связано с тем, что окончания, часто употребляясь в сочетании с предшествующими им звуками основы, стали ассоциироваться совместно с этим повторяющимся с ними звуком или комплексом звуков.
Таким образом, процесс переразложения основ обогащает язык новыми словообразовательными аффиксами и новыми словообразовательными моделями, которые с течением времени становятся продуктивными. Таким путем чаще всего образуются новые суффиксы: -ность (сущность), -инк- (пыл-инк-а), -очк- (кост-очк-а), -нича- (сто-ляр-нича-ть), гораздо реже приставки(недо-, небез-, обез-)как результат слияния двух приставок(недо-смотреть, небез-дарный, обез-волеть).
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.