5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
Морфема (гр. morphe – форма) – это наименьшая (минимальная) значимая часть слов и их грамматических форм (словоформ). Например, в глагольной форме прочитывать можно выделить четыре морфемы: про-чит-ыва-ть. Все множество морфем русского языка может быть разбито по разным основаниям на несколько классов.
По признаку обязательность / необязательность в слове морфемы делятся на корневые и аффиксальные. Признак обязательности характерен для корней. Аффиксальные морфемы являются факультативными частями слова. Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там, но нет ни одного слова, в котором не было бы корня. Е.А. Земская пишет о том, что иногда аффиксальные морфемы используются самостоятельно: Поменьше употребляй всяких измов (Из разговорной речи); Никакому «псевдо» не должно быть места в искусстве (Из газет); но тут же оговаривается: «В этих контекстах аффиксы перестают быть аффиксами, они превращаются в корни и употребляются в роли существительных».
Различие между корнями и аффиксами проводится и по ряду других признаков:
1) корень – центральный элемент морфемной структуры слова, являющийся лекси-ческим ядром слова, несущим его основное, знаменательное значение; аффиксальные морфемы выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или грамматическое (причем более общее, чем у корневой морфемы).
2) корень не может не иметь значения (номинативного или экспрессивного), аффикс – может (например, соединительные морфемы в словах самовар, пятилетка и др.);
3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть; зло, злой, злить и т.п.), тогда как аффиксы обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи: -ут – глагольное окончание, -ейш- – суффикс прилагательного, суффикс -ость характеризует существительные и т.д.;
4) корней в языке значительно (на порядок) больше, чем аффиксов. Так, в «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986) зафиксировано около 5000 морфем, из них корней – более 4400, а аффиксальных морфем – около 600;
5) перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт;
6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные. Ср.: Я помню чудное мгновенье... (П.) – четыре корня и шесть аффиксов; Маленькой ёлочке холодно зимой – четыре корня и семь аффиксов;
7) корневые морфемы в среднем длиннее, состоят из большего количества фонем, чем аффиксальные, которые нередко представлены одной фонемой (ср.: нес-у, стпол-ы и т. п.);
8) аффиксы могут быть нулевыми (например, дом-ø), корни – никогда;
9) корневые морфемы могут совпадать с основами слов, например ландыш, аффиксальные морфемы составляют лишь часть основы слова. Например, суффикс -к-, придающий оттенок уменьшительности значению слова берез-к-а, осознается как часть основы этого слова.
Существует мнение, что основное различие между корнями и аффиксами заключается в степени абстрактности значения: первые имеют конкретное значение, вторые – абстрактное. С этим трудно согласиться. Имеются корневые морфемы с очень общим значением (например, в словах это, отношение, делать) и аффиксальные морфемы с более конкретным значением (например, в словах слонёнок, лисёнок суффикс имеет значение 'детеныш' или 'невзрослый'; в словах дом-ище, стол-ище – большой'). Поэтому указанное различие является мнимым. Более того, существует синонимия аффиксальных; корневых морфем, свидетельствующая о близости значения аффиксов и корней. Так, приставка прилагательных пре- синонимична наречию очень (ср.: пре-милый – очень милый}; глагольная приставка за- – слову начать (ср.: забегал, закричал и начал бегать, кричать); суффикс существительных -ик синонимичен слову маленький (ср.: паровозик и маленький паровоз).
По словам Е.А. Земской, принципиальное различие между аффиксальными и корневыми морфемами – обязательная повторяемость аффиксов в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах и безразличие к этому свойству корней. Однако мы знаем, что есть ряд суффиксов и приставок, которые являются уникальными: стеклярус, почтамт, суглинок и др.
С точки зрения места морфемы в составе слова по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (приставки) и постфиксы (суффиксы, флексии, собственно постфиксы). Префиксы характеризуются тем, что расположены перед корнем, постфиксы – после. В учебной литературе принято употреблять слово постфикс в узком смысле – это аффикс, который следует после окончания: -ся, -либо, -нибудь и др.
Кроме того, выделяются ещё конфиксы и интерфиксы. Конфиксы – это единицы, которые состоят из двух и более морфем, не примыкающих друг к другу. Их выделение рационально только как словообразовательных формантов при деривации. Например: подберёзовик, разговориться. Интерфиксы – этосоединительные (реляционные) морфемы, располагающиеся между двумя корнями (юго-запад, двухэтажный);
По функции в языке и характеру значения аффиксальные морфемы распадаются на два больших класса: морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные. Словообразующие – это те аффиксы, которые служат для образования новых слов: анти-научный, про-дать, пере-подготовка. Формообразу-ющими называются служебные морфемы, образующие грамматические формы слов. Например: писать – на-писать (совершенный вид), быстрый – быстр-ее, быстр-ейш-ий (степени сравнения прилагательных). В ряде слов значения слово- и формообразования могут выражаться одним и тем же аффиксом. В этом случае принято говорит о синкретизме. Синкретичные аффиксы одновременно образуют новое слово и указывают на грамматическое значение. Например: читать – пере-читатъ (приставка пере- указывает одновременно и на вид глагола – совершенный и создает слово с новым лексическим значением).
По характеру воспроизводимости аффиксы могут быть регулярные и нерегулярные.
Регулярные аффиксы воспроизводятся постоянно и образуют устойчивую и легко узнаваемую носителями языка модель, следуя которой можно создавать ряды новых слов. Это суффикс -тель (учитель, преподаватель, мечтатель, слушатель, податель), приставка с- (сделать срубить, съехать, сдаться). Регулярность может быть малой, в этом случае речь идёт о тех аффиксах, которые встречаются в очень малом количестве слов. Например: жизнь, болезнь, боязнь; любовь, свекровь; дам, ем, создам.
Нерегулярность – участие той или иной морфемы в образовании одного единственного слова. Например: стеклярус, почтамт, патронташ. Нерегулярные аффиксы часто называются унификсами.
По характеру производительности выделяются продуктивные и непродуктивные аффиксы. О продуктивности или непродуктивности той или иной морфемы можно говорить, сравнивая количество и состав слов, которые ее содержат, в современном языке и в предшествующие языковые эпохи.
Продуктивными называются такие аффиксы, с помощью которых образуются новые слова, неологизмы. Примерами продуктивных в настоящее время аффиксов являются: суффикс -к- (для образования наименований лиц женского пола от соответствующих по смыслу слов, обозначающих лиц мужского пола). Например: шахтер – шахтерка, санитар – санитарка. Суффикс -ыва- (-ива-) для образования глаголов несовершенного вида: вытягивать, списывать.
Совершенно непродуктивными аффиксами, не участвующими в образовании новых слов и создающие воспроизводимой и узнаваемой словообразовательной модели, в настоящее время являются приставки су- и низ- (сумрак, суглинок, низводить, ниспадать); окончание существительных в творительном падеже множественного числа -ьми (костьми, ср. современные ироничные образования стихьми, слезьми); окончание -ух в числительном двух.
Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности-непродуктив-ности существуют определенные взаимоотношения: нерегулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными. Однако среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Например, суффикс -am 'лицо' в словах адресат, конфедерат, азиат, стипендиат или -ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий).
По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью фонем или одной фонемой (сёстр-ами, читал-а) и нулевые аффиксы, материально не выраженные (брат-ø, читал-ø).
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.