6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рука, ручной, приручить, обручение, рукав). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).
Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить – ловля – вылавливать, рука – ручка). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).
Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).
Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных
Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол'-ация, изол'-атор; пекул'-ировать, спекул'-ация, спекул'-ант. В этих словах имеются связанные корни агит-, изол'-, спекул'- и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.
Корни могут быть уникальными, например: тюбик, вдруг, если, я, мы и др. Уникальными могут быть только свободные корни.
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.