26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений: 1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого); 2) интерфиксация – между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс; 3) наложение (или интерференция) морфов – конец одного морфа объединяется с началом другого; 4) усечение производящей основы – конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.
Усечение производящей основы при аффиксальном словообразовании - один из видов взаимоприспособления морфем, стоящий в одном ряду с чередованием фонем и интерфиксацией. Усечение морфем – это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого словообразовательного аффикса. При этом следует различать усечение частичное (пальто → пальтецо, пальтишко) и полное (итальянец → итальянка; социализм → социалист).
Усечение основ при суффиксальном способе словообразования – одно из морфонолотических средств. Его не следует путать с усечением (сокращением) основ как способом словообразования. Усечению могут подвергаться основы существительных, прилагательных и глаголов. Усекается конечная часть основы. Обычно усекается суффикс (или совпадающий с ним субморф) или конечный гласный корня. Цель усечений – избегать нарушения каких-либо законов морфологии, а именно: а) устранить скопление согласных на морфемном шве, т.е. облегчить суффиксу, начинающемуся согласным, присоединение к основе: кокетка – кокет-ничать; дудка – дуд-еть; б) устранить скопление гласных на морфемном шве, т.е. придать основе на гласный, имеющей не свойственное русскому языку строение, более «привычный» для словообразования вид: либретто – либреттист, пальто – пальт-ишко, резюме – резюм-ировать.
В производных от глагольных основ подвергаются усечению только глагольные суффиксы или тематические гласные. Усечение или неусечение суффикса есть обязательный признак словообразовательного типа. Например, всегда полностью включают производящую глагольную основу производные существительные с суффиксом -тель: получать - получа-тель, отпра-вить - отправи-тель. В производных других типов, например существительных с суффиксом -ун, присутствует основа, равная корню: бегать - бег-ун, прыгать - прыг-ун. Таким образом, имеются суффиксы, вызывающие усечение, и суффиксы, не вызывающие усечения. В словообразовании же от основ существительных и прилагательных многие суффиксы действуют то как усекающие, то как неусекающие в зависимости от того, каков исход производящей основы,
Другой вид морфонологических явлений, противоположное усечению, – интерфиксация. Она состоит в том, что между двумя морфемами вставляется асемантическая (незначимая) прокладка, устраняющая сочетания фонем, запрещенные законами морфонологии или не характерные для структуры русского слова. Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию, называются интерфиксами.
В русском словообразовании интерфиксы обычно используются для соединения: 1) основы и суффикса; 2) двух основ в составе сложного слова. Рассмотрим наиболее типичные случаи употребления интерфиксов.
Использование интерфиксов на границе основы и суффикса – самый распространенный вид интерфиксации в русском словообразовании.
1. После основы, кончающейся гласной фонемой, перед суффиксом, начинающимся гласной, обычно употребляется интерфикс-согласный. Так как основы на гласные не характерны для строения русского слова этот вид интерфиксации выступает преимущественно в образованиях от заимствованных основ и служит средством включения заимствованных слов в русское словообразование: арго – арго-(т)-изм, арго-(т)-изация, арго-(т)-ический; кабаре - кабаре-(т)-ист.
Среди русских по происхождению основ исход на гласные встречается лишь у глагольных основ. Интерфикс -л- находим в словах жи-(л)-ец, пои-(л)-ец, корми-(л)-ец, суди-(л)-ище, жи-(л)-ище (ср.: при-беж-ище, убеж-ище). Интерфикс -в- употребляется в/ прилагательных с суффиксом -уч(ий): петь – пe-(в)-учий, жить – жи-(в)-учий (ср.: гор'-учий, кип-учий).
2. Интерфиксы-согласные появляются также обычно после основ на гласные, если суффикс начинается согласным. Здесь действует тенденция «избавиться» от основ на гласные, не типичные для структуры русского слова. В этом случае чаще всего выступают интерфиксы -j-, -ш-, -в-, -н-: кофе-(и)-ный, шоссе-(и)-ный; кофе-(й)-ник, реле-(й)-щик; Сомали – сомали- (й)-ский; Дели – дели-(й)-цы.
3. В производных с основами, оканчивающимися группой согласных, перед суффиксом, начинающимся согласным, обычно употребляются интерфиксы, начинающиеся гласным, чаще всего интерфиксы -ов-, -ин-: Столб-цы – столби- (ов)-ский, Ялта – ялт-(ин)-ский, Клязьма – клязьм-(ин)-ский.
Использование интерфиксации для соединения двух (или более) основ в составе сложного слова – продуктивное явление. Фонема (о) – наиболее распространенный интерфикс в этой позиции: вод-(о)-воз, дым-(о)-ход, мусор-(о)-провод, желт-(о)-зелёный, хлеб-o-булочный; син-(е)-зелёный.
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.