24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
Словообразование в синхронном аспекте понимается как такие семантико-структурные отношения между однокоренными словами, которые позволяют одно слово истолковать через другое более простое по семантике и, как правило, по структуре слово. Такого типа связи между родственными словами называют отношениями мотивации. Так, например, существительное смельчак можно истолковать, используя прилагательное сме-лый: человек, характеризуемый признаком, названным мотивирующим прилагательным смелый, горожанин – человек, живущий в городе, молотилка – машина, предназначенная для производства действия, названного мотивирующим глаголом молотить, и т.д.
Отношения мотивации – это отношения однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Производное слово, которое может быть понято и истолковано с помощью ближайшего по смыслу и строению однокоренного слова, называют мотивированным словом. Данное определение сводится к сформулированному Г.О. Винокуром правилу, вошедшему в научный обиход под названием «критерий Винокура». Он писал: «...о производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная» (Винокур 1959; 425). К мотивированным относятся слова типа смелъ-чак, горож-анин, молоти-лк-а, основа которых сложнее по структуре и по выражаемому лексическому значению, чем основы соответствующих мотивирующих слов – смел-ый, город-ø, молоти-тъ. Слова, с помощью которых может быть понято и истолковано более сложное по смыслу и структуре однокоренное слово, называются мотивирующими. Сегмент словообразовательной цепочки, состоящий из мотивирующего и мотивированного слов, называют словообразовательной (деривационной) парой, которая является минимальной комплексной единицей словообразования. Сопоставление слов, входящих в деривационную пару, позволяет определить основы, существенные при словообразовательном анализе. При деривационном анализе приходится иметь дело с тремя типами основ: мотивированной основой, основой мотивирующего слова, мотивирующей базой.
По признаку мотивированность/немотивированность можно разделить слова в языке на две неравные группы. Такие слова, как, например, лес, стол, куст, трамваи, река, рябина, приятель, председатель, вертеть, читать, крутить, свергнуть, крепкий, высокий, темный и т. п., являются немотивированными, потому что их значение нельзя объяснить через другие родственные слова, иначе говоря, слова этого типа не могут быть вторыми членами словообразовательной пары. При этом не следует ошибаться при выборе родственных слов. «Рябина и рябой, конечно, в современном языке не однокоренные слова. Есть четкий критерий (установленный ГО. Винокуром), позволяющий определять, соотносятся ли производящее и производное слово как однокоренные: если одно слово (производное) можно объяснять через другое (производящее), то они - однокоренные. Рябина – не 'рябая ягода', поэтому рябина не того же корня, что рябой (Панов 1968; 215) Добавим к сказанному: по той же причине рябина не является производным словом. Таким образом, мотивированное слово то, которое толкуется с помощью однокоренного, но однокоренным является только то слово, с помощью которого это можно сделать. Мотивированных слов в языке гораздо больше. Если установлено путем подбора мотивирующего члена деривационной пары, что анализируемое слово является мотивированным, мы получаем право назвать его основу мотивированной. Так, например, основы слов гор-а, рябин-а, приятель-ø, исправник-#, удовопьствиj-э и т.п. нельзя объяснить с помощью менее сложных однокоренных слов из-за их отсутствия, т.е. невозможна деривационная пара, следовательно – основы перечисленных слов являются немотивированными, основы же слов дружинник-v ('член дружины', деривационная пара – дружина дружин-ник), зверьj-о ('совокупность зверей', деривационная пара: зверь - зверь-j-o), являются мотивированными.
По поводу употребления рассматриваемых терминов следует иметь в виду, что термины «мотивированная основа» и «основа мотивированного слова» тождественны по значению и могут быть одинаково употребительны, хотя при словообразовательном анализе чаще пользуются первым. У термина «основа мотивирующего слова» синонимичного соответствия нет, имеется в виду, что основу мотивирующего слова некорректно называть мотивирующей основой постольку, поскольку мотивирующей единицей может быть только целое слово.
Мотивированное слово включает в свой состав часть мотивирующего, например, сравнивая слова, входящие в деривационную пару ощутить – ощущение, заметим, что их общая часть равна сегменту ощущ-, этот общий для сравниваемых слов сегмент отличается от основы мотивирующего слова по двум признакам: во-первых, он линейно короче, основа мотивирующего слова ощут'-и-, во-вторых, отличается фонемным составом, в основе мотивирующего [т], в общем для двух слов сегменте [щ]. Общую часть мотивированного и мотивирующего слова в том виде, какой она имеет в составе мотивированной основы называют мотивирующей базой. Определение мотивирующей базы можно назвать ключевым моментом словообразовательного анализа, ибо это дает возможность определить в свою очередь словообразовательную структуру мотивированной основы. Мотивированная основа состоит из двух частей – мотивирующей базы, которая выражает некоторую общую для двух слов семантику, отсылая тем самым к мотивирующему слову, и словообразовательного форманта, который вносит новое значение, отличающее семантику мотивированного (производного) слова от семантики мотивирующего (производящего) слова. Таким образом, структура мотивированной основы может быть представлена в виде формулы: мотивированная основа = мотивирующая база + словообразовательный формант. Верно и равенство: деривационный формант = мотивированная основа – мотивирующая база. Так, например, обозначим общую часть в паре душн-ый - духот-а, мотивирующая база – дух-; если в соответствии с формулой «вычесть» ее из мотивирующей основы, то оставшаяся часть основы -от- и является формантом.
Как при морфемном, так и при словообразовательном анализе необходимо иметь в виду наличие в русском языке морфем, располагающихся в слове после окончания (постфиксов), например, -ся(сь) в сфере глагольного словообразования (остановившийся, читающийся), -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений (кого-либо, чему-нибудь, кем-то). Постфиксы принадлежат лексической основе; так, вычленяя окончание, демонстрируем формообразующую основу читающ-...-ся; вычленив затем причастный суффикс, представляем лексическую основу читай-...-ся. Основы слов с постфиксами называют прерванными.
- Ответы на вопросы к экзамену по словообразованию и морфемике.
- 1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.
- Предмет словообразования и морфемики.
- 2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.
- 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
- 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
- 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
- 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
- 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
- 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
- 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
- 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
- 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
- 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
- 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
- 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
- 17. Цель и принципы морфемного анализа.
- 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
- 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
- 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
- 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
- 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
- 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
- 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
- 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
- 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
- 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
- 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
- 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
- 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
- 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
- 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
- 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
- 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
- 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
- 36. Способы образования слов с простыми основами.
- 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
- 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
- 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
- 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
- 42. Словообразование имён существительных.
- 43. Словообразование имён прилагательных.
- 44. Словообразование глаголов.
- 52. Словообразование глаголов
- 45. Словообразование наречий.
- § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
- 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
- 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
- 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
- 40. Словообразовательная категория
- 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
- 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.