logo
Uch-met_posobie_ortologia

III. Явление хезитации в публицистической деятельности

Аннотация: Предмет научных интересов данного доклада составляют публицистические тексты, которые являются злободневными, благодаря постоянным изменениям, происходящим в коммуникативной культуре общества. Н. Л. Шубина считает, что паузация представлена в речи в качестве одной из главных характеристик современной коммуникации.

Явление хезитации рассматривается как отражение коммуникативного рема-тематического звена, в рамках которого происходит выбор коммуникантом стратегии для оформления системы речевых действий. Причем система речевых действий детерминирует принципы вербального упорядочения речевого потока.

Хезитации, полученные на основе анализа периодического издания Lable France и его отечественного аналога, выполняют функцию логической организации речевого потока и последовательного оформления мыслительных операций в публицистическом дискурсе, а также играют достаточно значимую роль в организации креативной деятеьности журналиста. Последний, как считал Д. Дидро, должен обладать прочным и глубоким знанием логики, вкусом, проницательностью, большим опытом критики.

Узкое понимание явления хезитации предполагает рассмотрение этого феномена в качестве сентенционного высказывания, упорядочивающего заполнение позиций «данное–новое». Это единица «коммуникативной семантики», демонстрирующая особенности перестройки предложения в процессе трансформации семантики речевого потока в семантику публицистического дискурса, которые возможно свести к следующим: соединение всего наличного состава предложений, соответствующих теме, в когерентный дискурс; б) внутридискурсивное квантование, или эшелонирование информации.

Явление хезитации позволяет выявить особенности оформления в публицистическом дискурсе «актуального коммуникативного состояния мира и субъекта». При подобном рассмотрении публицистическая деятельность не только отражает синхронную познавательную ситуацию, но и поставляет данные о достоверности знания, накапливаемого в ней.

Иерархия достоверности, по мнению О. О. Бакшеевой, грамматически отраженная в грамматике естественных языков, через посредство хезитации в публицистической деятельности фиксирует «информационный фокус» коммуникативной общности. М. А. Хэллидей выделяет «информационный фокус», отграничивая его от «рематизации», т.е. дифференцируя организацию связного текста и организацию структуры отдельного предложения. Устранению подобной двойственности, как считает Ю. А. Левицкий, способствует предлагаемое Я. Фирбасом понятие «коммуникативный динамизм»: каждый элемент предложения обладает определенной степенью коммуникативного динамизма, характеризующей величину его вклада в коммуникативную структуру предложения.

Хезитации фиксируют коммуникативный динамизм носителя словесной культуры, особенно ее ассоциативного и познавательного типов. Выделяется четыре типа хезитаций: 1) хезитации, которым свойственна минимальная возможность появления в речевом потоке, спроецированном в публицистическом дискурсе, новой темы; 2) хезитации средней степени коммуникативного динамизма, отличающиеся наличием в коммуникативных высказываниях постоянно обновляющейся темы; 3) хезитации высокой степени коммуникативного динамизма, обнаруживающие своеобразное «меланжирование» тем, их неоднократное повторение с нарушением ритмичности и темпа презентации; 4) хезитации максимальной степени проявления коммуникативного динамизма, фиксирующие актуальное коммуникативное состояние мира и субъекта.

Хезитации в публицистической деятельности воссоздают коммуникативную форму актуального состояния мира, или текстовую материю, выступая в качестве событий, сопрягающих сингулярности коллективного семантического континуума.

Задание 208. Определите, какие нарушения в структуре текста привели к появлению разных заголовков и аннотаций (материалом являются студенческие работы)

I.

Об использовании метафор в политической коммуникации

Прежде всего уточним наше понимание термина «политическая коммуникация». Говоря о политической коммуникации, мы, вслед за Е.И. Шейгал, имеем ввиду политический дискурс. В свою очередь, под термином «политический дискурс» мы понимаем любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относятся к сфере политики.

Цели, которые преследуют политические деятели, обусловливают выбор приемов, используемых в актах политической коммуникации. В этой связи следует отметить, что политический дискурс имеет ряд сходств с религиозным дискурсом. По мнению Е.И. Шейгал, точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов являются мифологизация сознания, вера в магию слов, роль лидера-божества, использование приемов манипулятивного воздействия, ритуализация коммуникации.

Утверждение о мифологизации сознания в ходе политической коммуникации представляется совершенно обоснованным в силу целого ряда причин. Общепризнанной является точка зрения о том, что человек не в состоянии жить без мифов. Существует множество определений мифа. В политической коммуникации миф трактуется как принимаемые на веру определенные стереотипы массового сознания. Мифологические структуры представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение в воздекйствие такого рода структур значительно повышает его эффективность. С психологической точки зрения миф – это способ интерпретации актуальных явлений, вызывающих интерес или беспокойство; не случайно активизация мифологического мышления отмечается именно в кризисных политических ситуациях. В подобных ситуациях мифология становится практически единственной формой организации массового сознания, так как, оказавшись перед лицом хаоса, человек начинает повторять более примитивные формы мышления и поведения.

Зачастую для формулировки и закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. По нашему мнению, это обусловлено рядом причин. Оратору намного проще прибегнуть к яркой метафоре для объяснения явления или события, чем искать для этого логически верифицируемые доводы. И поэтому необходимость использования метафоры часто возникает тогда, когда требуется найти неординарный выход из проблемной ситуации. Часто выступающему требуется создать в сознании слушающего определенную модель видения окружающего мира, для того чтобы последний воспринимал события сквозь призму, нужную оратору. Это возможно в силу того, что метафоры образуют единую сеть в сознании индивида, они также направляют движение мысли в определенном направлении. Таким образом, яркая метафора, используемая политическим деятелем, способна отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации и направить его в русло, нужное выступающему, создавая определенное видение явления. В силу того, что кризисные ситуации случаются в политике довольно часто, а перед политическими деятелями всегда стоит проблема убеждения граждан в своей правоте и ошибочности направления, выбранного оппонентами, метафора еще долгое время останется неотъемлемой чертой языка политики.

Материалы для анализа:

1. «Политическая коммуникация. В этом тексте говорится о “политической коммуникации”, как ее используют политики, к каким приемам они прибегают, чтобы объяснить те или иные явления или события»; «“Формулировки” политических деятелей. Текст посвящен политике, политической деятельности, политической коммуникации».

2. «Политическая коммуникация. Автор текста рассказывает о таком понятии, как политическая коммуникация. Он сопоставляет политический и религиозный дискурсы и находит точку соприкосновения в использовании приемов манипулятивного воздействия. Ярким примером этого является частое использование ярких метафор в выступлениях ораторов, что служит для отвлечения аудитории от определенных аспектов ситуации и направления мыслей зрителей в нужное выступающему русло»; «Политическая коммуникация. Данный текст рассказывает о методах воздействия политических деятелей на общество при помощи метафор. Данные способы помогают направить мысли индивида в определенное русло».

3. «Мифологизация сознания в политической коммуникации. Текст посвящен мифологизации сознания в ходе политической коммуникации. Мифы представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение их в способы управления обществом повышает эффективность этих способов. Мифология является формой организации массового сознания, и политические деятели этим пользуются»; «Миф в политической коммуникации. Статья посвящена мифологизации сознания. В ней говорится о том, что точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов является мифологизация сознания. Автор доказывает, что мифологические структуры представляют большой интерес для политических деятелей».

4. «Миф в политической коммуникации. В тексте говорится о том, что человек не может жить без мифов и мифология становится формой массового сознания. Для закрепления мифов используют метафору, которая является неотъемлемой чертой языка политики»; «Миф как неотъемлемая черта политической коммуникации. Основная мысль данного текста в том, что мифологизация является формой организации массового сознания в ходе политической коммуникации. Для закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. Они могут отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации»; «Политическая коммуникация, мифы и метафоры. Данный текст показывает значение мифов и метафор для политической коммуникации и ряд причин, обуславливающих это. Объясняет, почему политические деятели обращаются к метафорам и как они их используют»; «Политическая коммуникация, ее понятия и приемы. Текст посвящен раскрытию понятия политической коммуникации и приемам, которые используются политическими деятелями для достижения той или иной цели. В тексте рассматриваются два приема: мифологизация сознания и метафора».