III. Явление хезитации в публицистической деятельности
Аннотация: Предмет научных интересов данного доклада составляют публицистические тексты, которые являются злободневными, благодаря постоянным изменениям, происходящим в коммуникативной культуре общества. Н. Л. Шубина считает, что паузация представлена в речи в качестве одной из главных характеристик современной коммуникации.
Явление хезитации рассматривается как отражение коммуникативного рема-тематического звена, в рамках которого происходит выбор коммуникантом стратегии для оформления системы речевых действий. Причем система речевых действий детерминирует принципы вербального упорядочения речевого потока.
Хезитации, полученные на основе анализа периодического издания Lable France и его отечественного аналога, выполняют функцию логической организации речевого потока и последовательного оформления мыслительных операций в публицистическом дискурсе, а также играют достаточно значимую роль в организации креативной деятеьности журналиста. Последний, как считал Д. Дидро, должен обладать прочным и глубоким знанием логики, вкусом, проницательностью, большим опытом критики.
Узкое понимание явления хезитации предполагает рассмотрение этого феномена в качестве сентенционного высказывания, упорядочивающего заполнение позиций «данное–новое». Это единица «коммуникативной семантики», демонстрирующая особенности перестройки предложения в процессе трансформации семантики речевого потока в семантику публицистического дискурса, которые возможно свести к следующим: соединение всего наличного состава предложений, соответствующих теме, в когерентный дискурс; б) внутридискурсивное квантование, или эшелонирование информации.
Явление хезитации позволяет выявить особенности оформления в публицистическом дискурсе «актуального коммуникативного состояния мира и субъекта». При подобном рассмотрении публицистическая деятельность не только отражает синхронную познавательную ситуацию, но и поставляет данные о достоверности знания, накапливаемого в ней.
Иерархия достоверности, по мнению О. О. Бакшеевой, грамматически отраженная в грамматике естественных языков, через посредство хезитации в публицистической деятельности фиксирует «информационный фокус» коммуникативной общности. М. А. Хэллидей выделяет «информационный фокус», отграничивая его от «рематизации», т.е. дифференцируя организацию связного текста и организацию структуры отдельного предложения. Устранению подобной двойственности, как считает Ю. А. Левицкий, способствует предлагаемое Я. Фирбасом понятие «коммуникативный динамизм»: каждый элемент предложения обладает определенной степенью коммуникативного динамизма, характеризующей величину его вклада в коммуникативную структуру предложения.
Хезитации фиксируют коммуникативный динамизм носителя словесной культуры, особенно ее ассоциативного и познавательного типов. Выделяется четыре типа хезитаций: 1) хезитации, которым свойственна минимальная возможность появления в речевом потоке, спроецированном в публицистическом дискурсе, новой темы; 2) хезитации средней степени коммуникативного динамизма, отличающиеся наличием в коммуникативных высказываниях постоянно обновляющейся темы; 3) хезитации высокой степени коммуникативного динамизма, обнаруживающие своеобразное «меланжирование» тем, их неоднократное повторение с нарушением ритмичности и темпа презентации; 4) хезитации максимальной степени проявления коммуникативного динамизма, фиксирующие актуальное коммуникативное состояние мира и субъекта.
Хезитации в публицистической деятельности воссоздают коммуникативную форму актуального состояния мира, или текстовую материю, выступая в качестве событий, сопрягающих сингулярности коллективного семантического континуума.
Задание 208. Определите, какие нарушения в структуре текста привели к появлению разных заголовков и аннотаций (материалом являются студенческие работы)
I.
Об использовании метафор в политической коммуникации
Прежде всего уточним наше понимание термина «политическая коммуникация». Говоря о политической коммуникации, мы, вслед за Е.И. Шейгал, имеем ввиду политический дискурс. В свою очередь, под термином «политический дискурс» мы понимаем любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относятся к сфере политики.
Цели, которые преследуют политические деятели, обусловливают выбор приемов, используемых в актах политической коммуникации. В этой связи следует отметить, что политический дискурс имеет ряд сходств с религиозным дискурсом. По мнению Е.И. Шейгал, точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов являются мифологизация сознания, вера в магию слов, роль лидера-божества, использование приемов манипулятивного воздействия, ритуализация коммуникации.
Утверждение о мифологизации сознания в ходе политической коммуникации представляется совершенно обоснованным в силу целого ряда причин. Общепризнанной является точка зрения о том, что человек не в состоянии жить без мифов. Существует множество определений мифа. В политической коммуникации миф трактуется как принимаемые на веру определенные стереотипы массового сознания. Мифологические структуры представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение в воздекйствие такого рода структур значительно повышает его эффективность. С психологической точки зрения миф – это способ интерпретации актуальных явлений, вызывающих интерес или беспокойство; не случайно активизация мифологического мышления отмечается именно в кризисных политических ситуациях. В подобных ситуациях мифология становится практически единственной формой организации массового сознания, так как, оказавшись перед лицом хаоса, человек начинает повторять более примитивные формы мышления и поведения.
Зачастую для формулировки и закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. По нашему мнению, это обусловлено рядом причин. Оратору намного проще прибегнуть к яркой метафоре для объяснения явления или события, чем искать для этого логически верифицируемые доводы. И поэтому необходимость использования метафоры часто возникает тогда, когда требуется найти неординарный выход из проблемной ситуации. Часто выступающему требуется создать в сознании слушающего определенную модель видения окружающего мира, для того чтобы последний воспринимал события сквозь призму, нужную оратору. Это возможно в силу того, что метафоры образуют единую сеть в сознании индивида, они также направляют движение мысли в определенном направлении. Таким образом, яркая метафора, используемая политическим деятелем, способна отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации и направить его в русло, нужное выступающему, создавая определенное видение явления. В силу того, что кризисные ситуации случаются в политике довольно часто, а перед политическими деятелями всегда стоит проблема убеждения граждан в своей правоте и ошибочности направления, выбранного оппонентами, метафора еще долгое время останется неотъемлемой чертой языка политики.
Материалы для анализа:
1. «Политическая коммуникация. В этом тексте говорится о “политической коммуникации”, как ее используют политики, к каким приемам они прибегают, чтобы объяснить те или иные явления или события»; «“Формулировки” политических деятелей. Текст посвящен политике, политической деятельности, политической коммуникации».
2. «Политическая коммуникация. Автор текста рассказывает о таком понятии, как политическая коммуникация. Он сопоставляет политический и религиозный дискурсы и находит точку соприкосновения в использовании приемов манипулятивного воздействия. Ярким примером этого является частое использование ярких метафор в выступлениях ораторов, что служит для отвлечения аудитории от определенных аспектов ситуации и направления мыслей зрителей в нужное выступающему русло»; «Политическая коммуникация. Данный текст рассказывает о методах воздействия политических деятелей на общество при помощи метафор. Данные способы помогают направить мысли индивида в определенное русло».
3. «Мифологизация сознания в политической коммуникации. Текст посвящен мифологизации сознания в ходе политической коммуникации. Мифы представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение их в способы управления обществом повышает эффективность этих способов. Мифология является формой организации массового сознания, и политические деятели этим пользуются»; «Миф в политической коммуникации. Статья посвящена мифологизации сознания. В ней говорится о том, что точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов является мифологизация сознания. Автор доказывает, что мифологические структуры представляют большой интерес для политических деятелей».
4. «Миф в политической коммуникации. В тексте говорится о том, что человек не может жить без мифов и мифология становится формой массового сознания. Для закрепления мифов используют метафору, которая является неотъемлемой чертой языка политики»; «Миф как неотъемлемая черта политической коммуникации. Основная мысль данного текста в том, что мифологизация является формой организации массового сознания в ходе политической коммуникации. Для закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. Они могут отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации»; «Политическая коммуникация, мифы и метафоры. Данный текст показывает значение мифов и метафор для политической коммуникации и ряд причин, обуславливающих это. Объясняет, почему политические деятели обращаются к метафорам и как они их используют»; «Политическая коммуникация, ее понятия и приемы. Текст посвящен раскрытию понятия политической коммуникации и приемам, которые используются политическими деятелями для достижения той или иной цели. В тексте рассматриваются два приема: мифологизация сознания и метафора».
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.