Тема 2. Диалектическая природа нормы
Концепция нормы на основе диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность. (Е.Н. Ширяев) Психологическая отмеченность– нейтральность нормы (Л.Н. Мурзин).
Социальная природа норм, общественные факторы языкового развития. Динамическая теория нормы (Л.И. Скворцов).
Языковая природа норм – норма как динамическое явление.
Причины изменения норм: экстралингвистические и собственно лингвистические.
Законы языкового развития: закон аналогии, закон экономии языковых средств, закон противоречия.
Механизм изменения норм. Понятие «колебание нормы».
Пути развития вариантности. Определение тенденций в развитии нормы и возможности прогнозирования языковых изменений.
Задание 7. Подберите примеры, иллюстрирующие действие следующих диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность нормы (Е.Н. Ширяев). Психологическая отмеченность – нейтральность нормы (Л.Н. Мурзин).
Задание 8. Как оценивается нормативность данных произносительных вариантов с позиций нормы как социально одобряемого правила.
1) гренкИ, ракУрс, обеспЕчение;
2) грамм, килограмм, помидор, носок – (Р.п.);
3) дитя, дите, дитятей, дитем.
Задание 9. Укажите случаи несоответствия нормы и узуса: верба, щавель, шелковица, включит, брелоком, выборы, вентили, новорождённый, знамение, кудахчет, красивее, маркетинг, мозаичный, осуждённый, черпает воду, вода каплет из крана, недоумённо. О чем они свидетельствуют?
Задание 10. Какие общественные (социальные) факторы действуют на современном этапе языкового развития?
Задание 11. На какой стадии развития нормы находятся следующие произносительные варианты (см. В.А. Ицкович):
1) взялИсь, собралИсь – взЯлись, собрАлись;
2) родилсЯ, далсЯ, бралсЯ – родИлся, дАлся, брАлся;
3) Отдал, прОжил, прОпил, зАжил, зАлил – отдАл, прожИл, пропИл, зажИл, залИл;
4) пОлны, пУсты, чИсты, гУсты – полнЫ, пустЫ, чистЫ, густЫ;
5) дарИт, варИт, парИт, курИт – дАрит, вАрит, пАрит, кУрит ;
6) пОд вечер, нА берег, нАверх – под вЕчер, на бЕрег, навЕрх;
7) извините – из'вините, пожжэ – пожж'е, звери - з'вери;
9) бухгалтерА, месяцА, договорА – бухгалтеры, месяцы, договоры;
10) боюсь, смеюсь, купаюсь – боюс, смеюс, купаюс
11) оспаривать, сосредотачивать, узаканивать – оспоривать, сосредоточивать, узаконивать.
Задание 12. Данные употребления классифицируйте в соответствии с положениями динамической теории нормы Л.И.Скворцова.
1) библиотекарша, 2) рассердясь, 3) блещут, 4) гУся (Р. ед. слова «гусь»), 5) езжай, 6) мяучит, 7) отскочь, 8) хочут, 9) скучать по нему, 10) мусоропрОвод, 11) ехать на сад, 12) бизнесвумен.
Задание 13. Какая из норм более подвижна – произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая? Можно ли их расположить в порядке нарастания подвижности?
Задание 14. Речевые недочеты, встречающиеся в данном тексте, разбейте на две группы, в соответствии с принципом разграничения императивных и диспозитивных норм.
Голод при тетках
В не совсем сытные послевоенные годы родители моих сверстников были безумно рады хотя бы раз в десятилетку отправить своих чад в пионерлагерь. А все потому, что кормежка была в нем более или менее сносной. Запомнился самодеятельный плакат, вывешенный в столовой: «И правильная думка у наших ребят: если не успеешь – все съедят!» Смысл его был прост, как топор под лавкой: не зевай, не верти головой, иначе тарелка с манной кашей может «перекочевать» к более прожорливому едоку. Никто не зевал, все были сыты и домой возвращались потолстевшими.
Нынешние дети тоже имеют обыкновение расти. Не подсчитывал специально, но лично наш с женой парнишка кушает не по регламенту. Как пробегается, так и за стол садится. Думается, так поступают дети у всех уважающих себя родителей. И уж, конечно, никому в голову не придет предположить, что в летних лагерях отдыха ребятишки страдают от бескормицы. В этом, признаться, был уверен и автор этих строк. А тут хлынул поток писем и телефонных звонков в корреспондентский пункт ведомственной железнодорожной газеты. «Сведения» напоминали скорбную хронику блокадного Ленинграда. Родители школьников, будто сговорившись, в один голос уверяли: в бывшем пионерлагере имени Ю.А. Гагарина, что в ведении профсоюза Алтайского отделения железной дороги, ребятишки худеют, просят забрать их домой, предпринимают попытки к бегству из «зоны» лагеря. Словом, картина вырисовывалась тусклой, если не сказать мрачной. Причем называлась и причина впроголодь отдыхающих школьников: продукты питания, мол, беззастенчиво разворовываются обслуживающим персоналом лагеря.
Пришлось призывать на помощь сотрудников ОБХСС линейного отдела транспортной милиции на станции Барнаул. И вот, как раньше писали в газетах, грянул внезапный рейд проверки.
…В этот вечер лагерная дежурная машина неспешно катила лесной дорогой по направлению к станции Власиха. Пассажирами на сей раз в ней были две молодые женщины–повара. Наталья Кондакова спешила на поезд, чтобы уехать в родную Кулунду, а ее подруга и напарница Людмила Ефремова – тоже домой, до станции Ребриха. Именно из этих пунктов специалисты приготовления щей и прочих отбивных были направлены на лето коллективами местных столовых для работы в лагере. Но приподнятое настроение от мысли повидаться родственниками и предстоящего отдыха было некстати омрачено незапланированной встречей с блюстителями правопорядка. К тому же последние явно проявляли интерес не столько к женским особам, сколько к содержимому неподъемных баулов, сумок, корзин и сеток. Машину с пассажирами завернули обратно.
А вскоре пришлось тормозить и личные «Жигули» с восседавшей в них поваром–бригадиром Татьяной Перелыгиной, также окруженной внушительными тюками. Правда, муж Татьяны Степановны, приехавший за супругой из Новоалтайска, сделал хилую попытку отшутиться: дескать, навещали детей, набирающихся сил перед учебным годом.
Когда баульно–сумочный реквизит перетащили к весам, шутить больше никто не отважился. Из, казалось, бездонных недр его извлекали кульки и пакеты с конфетами, сахаром, сливочным маслом… Так, разовый «улов», скажем, Ефремовой потянул на 1.120 рублей. Примерно на столько же ворованного было у Кондаковой и Перелыгиной. Тут надо отметить одну немаловажную деталь: цены на продукты питания для детей железнодорожников намного ниже рыночных. Так что «приварок» к домашнему столу каждой из поваров оказался более, чем весомый, кусок наваристый. И это, надо полагать, после каждой трудовой вахты.
Вот и выходит, как в той присказке: «Не до жиру, быть бы живу». Это про ребятишек. Поневоле запросишься домой, а то и просто ударишься в бега.
Судя по проверке, не обижает себя кое–кто из кондитеров. Недавно одна из них недовложила в замес для выпечки «шаньги сибирской» 872 грамма жира и около двух килограммов сахарного песка. Невкусной получилась сдоба. Даже ненакормленные ребятишки не притронулись к ней. Оно и понятно: сухая ложка рот дерет.
Задание 15. Из словарей неологизмов приведите примеры, иллюстрирующие действие законов языкового развития.
Задание 16. Определите, в каких словах произношение обозначенных выделенными буквами звуков и звукосочетаний определяется фонетическими законами, а в каких – орфоэпическими нормами.
Просьба, женщина, отчет, оргвопрос, песня, мадонна, аппендицит, двоечник, поодиночке, боа, улыбался, сегодняшний, болеро, парад, рассчитаться.
Задание 17. Пользуясь словарями, проиллюстрируйте пути развития вариативности, выделенные А.А. Леонтьевым (используйте словари разных лет издания).
Задание 18. Назовите нормативный вариант. Определите тенденцию в развитии нормы, сравнив свои ответы с данными словарей:
1) произнесение согласного в позиции перед мягким: четверо, Тверь, ветви, Матвей, лиственный, женственный, две; гортензия, пенсия, рецензия, о романсе.
2) произношение буквосочетания чн: будничный, аммиачный, безупречный, булавочный, булочная, булочник, встречный, горячечный, горчичники, елочный, закусочная, игрушечный, калачный, копеечный, прачечная, сливочный, селедочный, яичница, яблочный;
3) выбор окончания в грамматической форме И. мн.: поезд, трактор, свитер, джемпер, инженер, бухгалтер, редактор, конструктор, шофер, кондуктор, инспектор, профессор;
4) выбор типа основы словоформы в наст. вр. 3 л. ед. ч.: колыхаться, брызгать, махать, внимать, рыскать, полоскать, выздороветь, метать, мяукать, тыкать, щипать, трепать.
5) склонение географических наименований в составе приложения: город Ростов, река Волга, деревня Шелаболиха, село Рассудово, поселок Затон.
Задание 19. Нарушения норм могут быть обусловлены противоречиями самого языка. Правда ли это? Докажите это на примере слов депо, кофе, ребенок, победить, хотеть, жать, жечь, ехать, кудахтать.
Задание 20. Найдите примеры, подтверждающие историческую изменчивость литературных норм. Укажите уровневый тип норм, которые подверглись изменениям. 1) Пищу принял русский пленный И знаком ей благодарил (М. Ю. Лермонтов). 2) Но только с плеч беда долой, То избавителю от нас же часто худо; Все взапуски его ценят; И если он у нас не виноват, Так это чудо! (И. А. Крылов). 3) Судьба свершилась, о мой сын! (А. С. Пушкин). 4) Купчина выстроил анбары И в них поклал съестные все товары (И. А. Крылов). 5) Везде мои разбиты вОйска, Я парламентом отвергнут (В. А. Жуковский). 6) Так! Я паду в стране чужой, Далёко родины, изгнанником невинным (Д. В. Давыдов). 7) Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов (Н. В. Гоголь). 8) В пустыне в полночь я вставал И пред Тобой, мой Бог, молился; Свои грехи воспоминал И мудрости Твоей дивился... Как правы все твои судьбЫ! (Ф. Глинка). 9) Затем что он равно зевал Средь модных и старинных зал (А. С. Пушкин). 10) Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо нужно растолковать ей в чём дело (Н. В. Гоголь). 11) Девка немка: говорить не умеет, а всё разумеет (В. И. Даль). 12) Может быть, я имел бы свой кусок хлеба и получше, ежели бы жена моя не такая была охотница до корнетов, манжет и прочих вздоров (Д. И. Фонвизин. Бригадир). 13) Меня, кажется, собираются мистифировать (В. Крестовский). 14) Слова «чувствительность», «несчастная любовь» стали шиболетом, лозунгом для входа в общество (А. Бестужев–Марлинский). 15) Да, правда: не свои бедЫ — для вас забавы, Отец родной убейся — всё равно (А. С. Грибоедов). 16) Заснул сильно, крепко, заснул чудным образом, как спят одни только те счастливцы, которые не ведают ни геморроя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей (Н. В. Гоголь). 17) Тут щекотливый Ярослав Ильич вопросительным взглядом устремился на Мурина (Ф. М. Достоевский).18) Жуковский, милый друг! Долг красен платежом: Я прочитал стихи, тобой мне посвященны; Теперь прочти мои, биваком окуренны И спрысканны вином! (Д. В. Давыдов). 19) Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца (А. С. Пушкин). 20) Прости, Петрополь величавый, Невы державный полубог! (П. П. Ершов).
Задание 21. Найдите в тексте устаревшие употребления. Определите, какие языковые нормы изменились.
I.
Не без основательной причины новый сей и краткий мой способ к сложению российских стихов вам покорнейше приписываю. Правил, которые в нем я положил и по силе которых не прямыми называю стихами старые наши стихи, кому лучше, как вам, искуснейшим, рассмотреть надлежит правость? А охотно в том упражняющиеся несколько стихов здесь, доныне в России невиданных, в пример себе найти могут и оные употребить, буде за благо рассудят им следовать, к своей пользе. Вас, искуснейших, ежели правила мои не правы или к стихотворству нашему не довольны, нижайше прошу и купно исправить, и купно оные дополнить; но в том упражняющиеся чрез них же повод возымеют тщательнее рассуждать, и стихи наши, чрез свое рассуждение, от часу в большем совершенстве в российский сеет издавать: одним же и другим вам не не полезен правилами моими быть уповаю, что одних вас и других новостию возбужду либо старые наши стихи освидетельствовать и, по правде ли те носили имя стихов доныне, разыскав, уведать.
В.К.Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий
II.
Неистовые! Осмотритесь, вы стяжаете привратностию дать истине опору, вы заблуждением хотите просвещать народы. Блюдитеся убо, да не возродится тьма. Какая вам польза, что властвовать будете над невеждами, тем паче загрубелыми, что не от недостатка пособий к просвещению невежды пребыли в невежестве природы или паче в естественной простоте, но, сделав уже шаг к просвещению, остановлены в шествии и обращены вспять, во тьму гонимы? Какая в том вам польза боротися самим с собой и исторгать шуйцею, что десницею насадили? Воззрите на веселящееся о сем священство. Вы заранее уже ему служите. Прострите тьму и почувствуйте на себе оковы, — если не всегда оковы священного суеверия, то суеверия политического, не столь хотя смешного, но столь же пагубного.
А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»
III.
Там против древнего дому Ярослава уже собрались посадники с золотыми на груди медалями, тысяцкие с высокими тулами, бояре, люди житые со знаменами…
– Граждане новгородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской! Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду. Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда сии славили делами имя русское… Новгородцы быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братий своих, быв верными подданными князей, ныне смеются над их властию… Да будет велик Иоанн, но но да будет велик и Новгород! Царствуя с мудростию и славою, залечи глубокие язвы России, сделай подданных своих и наших братий счастливыми…
Н.И. Карамзин «Марфа–посадница»
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.