logo
Uch-met_posobie_ortologia

I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»

Почему в обществе так живуча ложь? Большая и маленькая, вольная и невольная. Простую причину этого объясняет профессор психологии и эксперт по детекторам лжи Удо Ундойч:

 Человек изначально запрограммирован на то, чтобы говорить правду.

Каждый преднамеренный обман вызывает стресс. А он немедленно сказывается на действии вегетативной нервной системы, которая неподвластна сознательному контролю.

Повышается кровяное давление, учащаются пульс и дыхание, увеличивается приток крови в мышцы, усиливается потовыделение. Организм совершенно автоматически, против нашей воли начинает бороться с несвойственным ему явлением. Поэтому, образно выражаясь, можно врать не краснея, однако врать не потея невозможно. Это один из принципов, на котором основано устройство детектора лжи: чем влажнее ладонь, тем лучше кожа проводит электрический ток; следовательно, наступило стрессовое состояние, то есть человек солгал.

Официально все еще осуждаема, ложь уже давно была принята обществом как нечто необходимое.

Научно доказано то, что врачи, обманывающие пациентов («Для беспокойства нет никаких причин»), добиваются лучших результатов лечения, а неискренние дети всегда умнее, чем честные.

Дело в том, что правду сказать может каждый, а для ловкого обмана необходимы такие качества, как изобретательность и богатая фантазия. Согласно статистике, около половины нашей лжи направлено на то, чтобы избежать неприятностей (тип лжеца «трус»), четверть  на то, чтобы казаться приветливее, еще десять процентов  на то, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле. И лишь небольшой остаток нашей лжи призван служить действительно злым целям.

Часто лжеца можно разоблачить, не прибегая к помощи дорогих детекторов лжи. Его может выдать моргание, которое учащается из-за повышения кровяного давления и количества ударов сердца. Поэтому смотрите своему собеседнику в глаза, когда тот дает «честное слово».

II.

Министру образования Российской Федерации…

В Алтайском государственном техническом университете созданы принципиально новые, высокоэффективные технологии, обеспечивающие снижение электротравматизма населения более чем на порядок, и предупреждающие пожары от электроустановок (доля таких пожаров по отдельным регионам России достигает 40-60% от общего числа).

Результаты этой работы оценены премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2002 год.

По разработкам АлтГТУ на предприятиях Барнаула, Дивногорска и Ставрополя созданы производственные мощности по выпуску устройств защитного отключения (УЗО).

Вместе с тем отсутствие законодательной базы, методического, проектного и нормативно-технического обеспечения существенно сдерживают их массовое применение.

Только в Алтайском крае работает более 2,5 тысяч образовательных учреждений. В 80% из них электропроводка и оборудование выработали свой ресурс, а нагрузки в электрических сетях превышают проектные в 2-3 раза. Требуется принятие срочных кардинальных мер, направленных на предупреждение пожаров и электротравм.

Алтайский край готов выступить в качестве разработчика нормативно-правовой базы, методического и проектного обеспечения данной проблемы.

Принимая во внимание, что данная работа относится к интересам национальной безопасности России, просим Вас выделить на 2003-2005 годы из бюджета Министерства денежные средства целевым назначением в объеме 15 млн. рублей, учитывая равноценное участие администрации края. Указанные средства предполагается направить на оснащение образовательных учреждений края устройствами защитного отключения.

Задание 38. Постройте шкалы оценок, отраженных в данной группе лексем: вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно. При необходимости используйте толковый словарь.

Задание 39. Определите, имеются ли в приведенных контекстах нарушения этической нормы. Какие социометрические характеристики коммуникативной ситуации влияют на выбор этикетных формул?

I.

Ба, ба, ба! – вскричал Ноздрев вдруг, расставив обе руки при виде Чичикова. – Какими судьбами?

Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он со своей стороны не подал к тому никакого повода.

– Куда ездил? – говорил Ноздрев и, не дожидаясь ответа, продолжал: – А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался. Ведь я на обывательских приехал! Вот посмотри нарочно в окно! – Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку. – Видишь, какая дрянь! Насилу дотащили, проклятые… (Н.В. Гоголь)

II.

Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. – Правда, правда, — Конечно, другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о лю­безности, о хорошем обращении, следить какую–нибудь эта­кую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так ска­зать, паренье этакое... Тогда, конечно, де­ревня и уединение имели бы очень много приятностей. Но ре­шительно нет никого... Вот только иногда почитаешь «Сын отечества». – Да, да, конечно. – Но, знаете ли, все если нет друга, с которым бы можно поделиться... – О, это справедливо, это совершенно справедливо! Что все сокровища тогда в мире! «Не имей денег, имей хороших людей для обращения», сказал один мудрец. – И знаете, Павел Иванович! Тогда чувствуешь какое–то, в некотором роде, духовное наслаждение... Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил сча­стье, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором... – Помилуйте, что ж за приятный разговор?.. Ничтож­ный человек, и больше ничего! – О, Павел Иванович, позвольте мне быть откро­венным: я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете Вы! – Напротив, я бы почел со своей стороны за величайшее…

Неизвестно, до чего бы дошло взаимное излияние чувств обоих приятелей, если бы вошедший слуга не доложил, что кушанье готово. (Н.В. Гоголь).

Задание 40. Имеются ли в приведенных ниже контекстах нарушения этических норм речи?

1) Пациентка обращается к врачу:

- Скажите, а почему у меня шов так плохо заживает? Наверное, потому что я толстая?

Врач:

- Вы меня извините, но вы тут через одного все толстые. Это у Вас индивидуальная реакция на шовный материал. (устный диалог)

2) (Начальник – подчиненному) – Вы меня, пожалуйста, извините, что я заставляю Вас выполнять одну и ту же работу, но если Вы не умеете составлять такие документы, то придите ко мне и спросите, а не портите дорогостоящую бумагу (устный диалог).

3) (Мать зовет сына. Тот раздраженно) – Иду, иду!

– Как ты разговариваешь. Не груби (устный диалог).

4) Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья Ивановна. (Маме). Мы с Колей за одной партой сидим (устный диалог).

5) Вас природа ничем не обделила, кроме внешности. – Рядом с тобой кого ни посади, – все дрянь… (В. Гурвич – А. Ширвиндт, телепередача «Старая квартира»).

6) За полтора часа до убийства отца сынок перочинным ножом уже успел тяжело ранить собутыльника, с которым коротал рождественский вечерок. Тем же ножичком он и порешил родного папульку. (Газ.)

7) Если журналист – это сосуд с нечистотами, то зачем ему давать свободу? Пусть он по–прежнему прячется на кухне от «тоталитарного руководства» и побаивается превращать подметенную улицу в вокзальный сортир. (Газ.)

8) КОРОВА-ЛЮДОЕД

Корова-убийца, питающаяся человеческим мясом, терроризирует ланкийский город Матале. Изменившее вегетарианству рогатое чудовище уже стало причиной смерти трех человек. Несколько других получили увечья. Последней жертвой стала 61-летняя женщина. Жуткая корова подстерегла ее на безлюдной дороге, нанесла несколько ударов рогами и откусила грудь. Пострадавшая скончалась. До этого людоедка напала на другую пожилую женщину, проходившую вместе с внучкой мимо городской железнодорожной станции. Убив старушку, домашнее животное пустилось в погоню за случайным прохожим, у которого на ходу откусило ухо. Все эти подробности стали известны после предпринятого властями Шри-Ланки расследования серии трагических происшествий в районе Матале. (газ.)

Задание 41. Приведите примеры нарушения коммуникативных и этических норм из художественной литературы, из личного опыта.