Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
Смена акцентной схемы в производных словах чаще всего обусловлена тенденцией к ритмическому равновесию, вследствие действия которой в многосложных словах, чаще с начальным или конечным ударением, акцент смещается на один слог ближе к середине. Данная тенденция вызывает варьирование и изменение прежде всего производных существительных (чИстильщик – чистИльщик, ходАтайство – ходатАйство), особенно активно – группы существительных на –провОд (нефтепровОд – неправ. нефтепрОвод, мусоропровОд – неправ. мусоропрОвод и т.п.).
Задание 91. Поставьте ударение в следующих группах слов. Определите, к какой словообразовательной модели они относятся. Какая акцентная схема характеризует данную модель? Соответствует ли ударение в данных словах схеме? Или это исключения?
1) Грушевый, сливовый, подовый, трефовый, фланговый, станковый, угревой, лозунговый, поисковый, оптовый, тополевый, трехкилограммовый, кирзовый, джинсовый, гроздевой, мальчиковый, альтовый, бочковый.
2) Крупеник, травник, ледник, духовник, истопник.
3) Звонница, смоковница, роженица, танцовщица, прессовщица, фельдшерица, браковщица.
4) Кухонный, приданое, плательный, граверный, лубочный, свекольный, возрастной, суставной, отрубной, мозаичный, стиральный, гладильная, мизерный, атомный, строчная (буква).
5) Обнаружение, обеспечение, приобретение, мышление, исповедание, обрезание, сосредоточение, намерение, знамение, видение, заговение, ряжение, соболезнование, упрочение.
6) Созыв, призыв, приговор, заговор, договор, соцдоговор, раструб, прикус, искус, прищур, прогиб, обжиг.
7) Ломота, длиннота, дремота, дурнота, широта, высота, немота, тягота; береста. (Образуйте, где возможно, формы множественного числа. Сделайте вывод).
8) Завидно, задолго; зверски, иночески, воровски, мастерски; втридорога, втридешева; донельзя, без умолку, исподволь, наотмашь, поверх, издревле, зараз, исполу, испокон, далеко, задолго, вчерне, мельком, досыта, тотчас, неглубоко, дочиста, наперегонки, взапуски.
9) Поварское дело, августовский, украинский, ненецкий.
10) Мытарство, гражданство, отрочество, ходатайство (ходатай); главенство, духовенство; средство.
11) Сахаристый, мускулистый, сноровистый, искристый, багрянистый, торфянистый.
12) Зубчатый, губчатый, крупчатый, хлопчатый, гребенчатый, бахромчатый.
13) Афинянин, критянин, селянин, христианин.
14) Трубопровод, нефтепровод, газопровод, вероисповедание, простолюдин.
15) Гусляр, бочар, овчар, столяр, дояр.
16) Побасенка, сосенка.
17) Лососина, оленина, кабанина, стерляжина, судачина, черепашина, лосина.
18) Ржаветь, плесневеть, лиловеть, индеветь.
19) Окислить, облегчить, разрыхлить, ободрить, приструнить, принудить, пригубить, кровоточить, поперчить, углубить.
Задание 92. В данных словах поставьте кодифицированное ударение. Сравните его с ударением в словах, тождественными по морфемной структуре. Объясните появление ненормативного акцентного варианта.
Благостыня, кожух, цепочка, молодежь, сукровица, боязнь, завсегдатай, недуг, завидно, ступица, воспринять,
Задание 93. Прочитайте вслух данные устойчивые сочетания, поговорки и «крылатые слова». Помните, что в них отражаются архаичные акцентологические нормы.
Быть в фаворе , воздать сторицей, вот и вся недолга, вальпургиева ночь, малая толика, семи пядей во лбу, лавровый венок, лавровый лист, есть поедом, отделить семена от плевел, неопалимая купина, не ровен час, площадная брань, волею судеб, царство теней, мертвые сраму не имут, обетованная земля, врачу, исцелися сам, не вливают молодое вино в мехи старые, равно как, из огня, да в полымя, фита, ижица – плётка близится, стоять фертом, азбуку учат – во всю избу кричат, семо и овамо, юдоль плача, масличная ветвь, стомаха ради, гробы повапленные, камни возопиют, колосс на глиняных ногах, перпетуум-мобиле, елико возможно, на круги своя, тихой сапой.
Задание 94. Научитесь читать без ошибок.
Пользоваться мусоропроводом, потерять цепочку, агент с брюшком, справиться с недугом, сливовый сок, сварить рожки (макаронное изделие), арахисовое масло, протокол намерений (юрид.), джинсовый мальчиковый костюм, договор о прокладке газопровода, бегать взапуски, аплодировать танцовщице, сноровистый столяр, заржавевшее удилище, подовый хлеб, юридическое обеспечение переговоров, облегчить боль заговором, любит свеклу и свекольный суп, вероисповедание селянина, работать исполу с хозяином земли, подать ходатайство, обнаружение преступника, оптовый рынок, смотреть вприщур, отнести сметану в ледник, широкий раструб, ударить наотмашь.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.