logo
Uch-met_posobie_ortologia

Тема 3.Нормы управления

Задание 179. Определите, какие предлоги управляют одним падежом, какие – двумя, какие – тремя.

В, на, в течение, в продолжение, между, под, к, от, вопреки, согласно, без, с, по, о (об), вследствие.

Задание 180. Оцените употребление предлога ПО в данных конструкциях. В случае необходимости исправьте ошибки в управлении.

1. По заявлению граждан был дан мотивированный ответ. 2. Прямой отклик по проведенной Вами рассылке ― это возможность для сбора и анализа информации о Ваших потенциальных клиентах. 3. В 1999/ 2000 учебном году Х повышала свою квалификацию в Научно-методическом центре Восточного округа г. Москвы по теме "Методика преподавания химии".4. Показатели по использованию тех же машин по времени колеблются от 6,7 до 64 %. 5. В Иркутской области сформирована временная избирательная комиссия по проведению выборов в муниципальном образовании 6. Снижение потребления бетона, арматуры, облегченный фундамент, меньшая потребность по рабочей силе за счет снижения сложности технологических операций и отсутствие потребности по тяжелой строительной технике также снижают затраты на строительство 7. План по сбору налогов в бюджет налоговики срывали в течение всего прошлого года. 8. Этот вопрос будет поднят по возвращении Президента из Японии. 9. Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству края вернулся к рассмотрению проблемы с водой и выделил деньги на материалы и строительную технику 10. Также планируется провести работы по ремонту подземных пешеходных переходов, мостовых сооружений 11. Для более эффективной работы предприятия необходима реклама по России. 12. Заключен Договор по найму и оплате труда главного бухгалтера. 13. На нужно вместе принимать решение по будущему человечества 14. Данные по Алтайскому краю показывают, что большинство казаков (88%) настроено на учреждение социального института госслужбы. 15. Предоставлением услуг по отоплению в нагорной части города занимается ООО «Барнаулэнерго». 16. Кстати, напоминаю для всех: любая информация по теме строго конфиденциальна. 17. Яблочная инициатива поставила под угрозу весь кремлевский план по реанимации рейтинга «Единой России».

Задание 181. Употребите предлог ПО со следующими местоимениями. Укажите варианты форм местоимений и их стилистическую окраску: кто, что, он, они, мы, вы, все.

Задание 182. Сравните словосочетания: в университет – из университета, на дискотеку – с дискотеки. Составьте аналогичные словосочетания, используя следующие слова: армия, аэропорт, все уголки страны, Грузия, Дальний Восток, завод, задание, Индия, институт, концерт, крыша, Куба, магазин, море, поликлиника, почта, предприятие, прогулка, радио, рейс, Средняя Азия, Украина, Урал, Филиппины, флот, школа. Определите закономерность в употреблении данных предлогов?

Задание 183. Употребите данные словосочетания в отрицательной модальности. Отметьте случаи колебания нормы.

1. Все (никто) сдали работы; 2. Он понял все (ничего); 3. Вызвать некоторые сомнения; 4. Есть и соль, и спички; 5. Имеет претензии; 6. Решить задачу; 7. Решить эту задачу; 8. Терять надежду; 9. Знать это; 10. Понять вопрос.

Задание 184. Раскройте скобки, употребив слово в нужном падеже. Наблюдается ли вариативность в употреблении падежей?

Нельзя (это) делать, нельзя извлечь (выгода), нельзя предвидеть (всё), нельзя устраивать (подобная сцена), невозможно установить (точная закономерность).

Задание 185. Постройте отрицательную конструкцию при помощи частицы НЕ. Разбейте материал на 3 группы: при отрицании образуется безличная конструкция; не образуется безличная конструкция; возможны оба варианта.

Будет концерт, у него были дети, бывали разногласия, у меня завтра урок, у него есть книга, образуются кристаллы, пришел ответ, рядом оказался врач, остались сомнения, звучат речи, проводились собрания, производилось перераспределение доходов, произошло столкновение, сохранились документы, намечаются изменения, ведется подготовка, нашлось место, ожидается потепление, отмечаются изменения, требуется помощь, предоставляются льготы.

Можно ли согласиться с тезисом, что при наличии вариантов личная конструкция употребляется, если речь идет о конкретном варианте развития события (не проводились именно эти измерения), а безличная – если событие не происходило вообще (не проводилось никаких измерений).

Задание 186. Проанализируйте выбор форм винительного и родительного падежа, укажите ошибки и исправьте их.

1. Ребёнок не выполняет свои обязанности по дому. 2. Маска для коррекции фигуры для тех, кто не потерял надежду победить целлюлит и похудеть. 3. Француз перенесет оскорбление, но щелчок в нос ни за что не перенесет 4. Префект не может изменить этого решения. 6. Лаборант никому не сказал правду о результатах эксперимента. 7. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 8. Никто из игроков на автомобильном рынке России свои позиции сдавать не намерен. 9. Мы не теряем время зря. 10. О нем говорили, что этот человек никогда и никому не сказал правды. 11. Не принято соединять сочинительными союзами придаточного предложения с причастным или деепричастным оборотом. 12. Я не бил Вашей собаки.

Задание 187. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Приехать по (окончание института); возвратиться по (завершение строительства); приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки); расписаться по (ознакомление с решением); принять решение по (рассмотре­ние вопроса); согласно (прилагаемый список) наградить работников ЗАГСа; согласно (настоящий контракт) Исполнитель оплачивает работу.

Задание 188. Раскройте скобки, объясните выбор предлога.

1. Решить вопрос (о, с, по; повторное вхождение Чечни в состав России). 2. Машина (по, для; производства попкорна). 3. Направить (на, в адрес; научно-практическая конференция). 4. Нет сомнений (в, в отношении, по поводу; то, что планы будут выполнены). 5. Отказать (в виду, из-за, по причине, в связи с; отсутствие мест). 6. Выделяется (в целях, для, с целью, ради, на; замены изношенных деталей). 7. Не производятся работы (в связи, из-за, за, по причине; отсутствие изоляционных материалов). 8. Получить (с, от; государство). 9. Назначить пособие (в связи с, за, из-за, по причине; смерть кормильца). 10. Подать заявление (об, на, по; увольнение). 11. Рекомендации обязательны (для, к; исполнение). 12. Меры (к, в отношении, по отношению к; работник). 13. Распоряжение (о, на, по; передача в собственность). 14. Все говорит (о том, за то; что...) 15. Прибор снят с производства (благодаря, в силу, по, из-за, в связи с, ее конструктивные недостатки). 16. Отчитываться (в, по, о, за; проделанная работа). 17. Он снова беспокоится (о, за, насчет; мое здоровье).

Задание 189. Раскройте скобки, выбрав нужную падежную форму.

1. Капитан Громов, посмертно был удостоен (звание) Героя России. 2. Бортко его не удостоил даже (ирония). 3. К семидесятилетию мой родной город удостоил меня (звание) Почетного гражданина. 4. Отдел службы (язык) стал в газете постоянным. 5. Хочется предупредить (ошибки), которые допускались в контрольной работе. 6. Руководство (производственная практика) осуществляется штатными сотрудниками издательства. 7. Руководство (профсоюзный комитет) избирается на конференции работников учреждения. 8. Дивизию направили в распоряжение командования (фронт). 9. На смену (старые станки) приобретены новые механизмы.

Задание 190. Составьте словосочетания по типу управления, в которых функцию главного слова выполняли бы следующие лексемы: навредить – повредить, вознаградить – наградить, хватиться – спохватиться, обернуть – завернуть, нависнуть – повиснуть, съехать – уехать, одарить – подарить, отделять – выделять, обдумывать – подумывать, вовлекать – привлекать, отобрать – выбрать, отъехать – выехать, сбежать – выбежать, влезть – пролезть, оплатить – заплатить, закончить – покончить, обернуть – завернуть, посмотреть – осмотреть, поспорить – оспорить, выделять – отличать, принудить – вынудить, заменить – подменить, замотаться – обмотаться, заковать – оковать, представить – предоставить; клеветать – роптать; прослабить – ослабить; обдумать – подумать; обвернуть – завернуть; выпросить – упросить; обговорить – оговорить; поплатиться – расплатиться; принять – предпринять; посмотреть – осмотреть; помириться – примириться; заявить – объявить.

Задание 191. Укажите ошибки в управлении, объясните, как возникли эти ошибки, исправьте предложения.

1. Наряду с многочисленными критическими замечаниями и предупреждениями Иванову не раз предлагалось изменить свое поведение. 2. Аспирант должен предоставить отчет в проделанной им работе. 3. Изобретатель удостоен высокой награды. 4. Допекают мужикам, а уж как евреев доняли, так удивительно даже, как это евреи живут. 5. Факты, о которых говорил главный бухгалтер предприятия, при налоговой проверке полностью подтвердились. 6. В нашем издании регулярно публикуется обзор о новинках офисной техники. 7. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 8. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам. 9. К сожалению, приходится отмечать о том, что финансирование многих детских социальных программ в 2002 году было или сокращено, или совсем прекращено. 10. Нам пришлось давать подробные объяснения о том, почему Совет сразу не объявил продолжения войны. 11. В третий раз доказывать мировому сообществу о том, что это не совсем те выборы, не совсем та конституция и не совсем тот референдум, и не совсем та фигура? 12. Москва резко отличается среди других городов и областей по уровню дохода на душу населения. 13. Проповедуемые кружком идеи, в сущности, ни на чем не были обоснованы, их презрение к школе, к классической музыке, ненависть авторитетов и образцов была ни чем иным, как невежеством. 14. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии. 15. Я был поражен его успеху. 16. Арендатор обязуется заключить все не­обходимые договора на страхование. 17. При этом транспортные расходы по централизованной доставке относятся на предприятие.

Задание 192. Докажите, что в русском языке наблюдается тенденция смены беспредложного управления предложным. Для доказательства используйте материалы упражнений 170 – 172. Подберите свои примеры из текстов официально-делового и публицистического стиля.