Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
Задание 216. Используя приведенный ниже текстовый материал, ответьте на вопросы и выполните задания.
Выделите фонетические особенности устной разговорной речи.
2. Опишите особенность лексического строя устной разговорной речи (найдите эмоционально-оценочные слова, окказионализмы, сниженные языковые средства, примеры расширения значения слов, переплетение средств разных стилей).
3. Справедливо ли утверждение о том, что общеупотребительная лексика – основной пласт лексического состава устной разговорной речи?
4. Встретились ли вам словообразовательные средства, характерные для разговорной речи?
5. Каково соотношение глаголов и существительных в текстах? Докажите тезис о повышенной глагольности устного высказывания.
6. Сделайте список употребленных глаголов. Встречаются ли в нем полузнаменательные или служебные глаголы?
7. Какие глагольные формы преобладают в устной разговорной речи (сделайте наблюдения над возвратными глаголами, временем глаголов, категорией лица, безличными предикативами)?
8. Имеются ли в высказываниях причастные, деепричастные обороты?
9. Имеются ли в высказываниях незнаменательные слова?
10. Перечислите синтаксические средства, характерные для устной разговорной речи: эллиптичность, релятивы (ну и ну! Ух ты!), паратаксическое объединение глаголов (взяли пришли, беги принеси) и иные двуглагольные конструкции, повтор как средство связи, незаконченные построение, использование вставок, добавлений, уточнений, перестройка конструкций на ходу (контаминация различных моделей), модели бессоюзного подчинения (Это простая вода я пью, Катька будет есть капусту я ей варю), именительный темы (Ткань покажите розовый горошек, а тот таз ты кипятишь в нем?)
11. Можно ли согласиться с утверждением Ю.М. Скребнева о том, что разговорная речь – это явление преимущественно синтаксического плана?
12. Можно ли считать, что устная и письменная речь – непересекающиеся, несвязные, изолированные и независимые структуры речевого проявления?
13. Можно ли согласиться с характеристикой современного просторечия как не имеющей системного характера совокупности разнородных отклонений от норм литературного языка?
Материал для анализа:
(1)
А арабские женщины Вам нравились? – Видите/ они ведь ходят под таким/ под этим… - А щас вот интересно уже меньше носят/ или нет? – А я не знаю// Я ж там когда был// - А тогда носили все время/ да? – А как же/ и через нее продернуты от этой вуалетки такие вот два шнурочка…
(2)
Судья: Надо в товарищеский суд наверно передать материал такой// Потерпевший: А чего ж меня долго держали?/ Ведь меня/ сами они послали сюда/ к вам// С.: Кто? П.: Полтора месяца продержали почти//С.: Кто продержал?// П.: Милиция – то/ девятое отделение.
(3)
У меня в общежитии вот я держу под контролем/ Курют пять девочек/ пять! А их сто сорок! И причем/ вот этот год набор/ девчонки даже сами над ними работают// Но это уже мне кажется/ такие/ они наверно/ может бросют/ но пока еще…/ Пока я вам хочу сказать/ пока еще этого/ еще не видать// Но пять! // Я потому что каждую держу/ потому что рабочий день я начинаю с общежития! Сама! Рабочий день/ это у меня закон!
(4)
Молодежь с детства такой он у них/ и во… и воздухом/ и все у них// Счас все кругом/ атмосфера такая тяжелая//- Ну счас все ж они-и/ так сказать и сыты/ и всю… всю жизнь лучше// А все-таки молодежь мелкая// - А потому что воздуха… все газ//
(5)
Товарищ судья/ ну как же по закону/ он должен свое/ как говориться/ что заслужил/ то нести// Таких же нельзя/ пьяных/ так держать/ чтоб они дралися без конца// Какие-то меры наказания надо им давать// Я б его/ товарищ судья/ просила одну дать меру/ чтоб его глаза протрезвились//
(6)
Площадь Спартака/ как проехать? – Автобус тридцать пятый/, двадцать четвертый садитесь. – Спасибо/ А то сроду ниче не объявят едут// слазь где хошь / садись где хошь…//
(7)
Ну я с вечера пришел на ток на подслух/ послушал значит/ слышу вроде бы там сел/ вроде бы там сел/ ну а сидишь уже сразу/ в ушах-то звенит/ во-от/ и потом еще главное сел/ вроде подслух/ все/ сижу/ и вдруг ну вот буквально вот знаешь вот такое вот ощущение/ вот ну/ кто-то есть что-то/ мелькнула какая-то тень/ накрыла/ и у меня над головой в трех метрах пролетает филин/ и метрах в сорока садится// Вот// А филин на току/ это вообще такая зараза/ ну он…подкрадывается/ к этим самым/ глухарям// (А-а он тоже туда же?) // Коне-е-чно// Так филин/ Филин это зверюга/ извини меня вот такой высоты// Вот такой вот высоты// И наглый//(Он серый?)// он почти черный// Темно-серый/ Темно-серый// Вот //(Глаза желтые?)// Ну я его не видел/ он спиной ко мне сидел/ Я уж так подумал/ когда он у меня над головой пролетал/ думаю «так/ мимоходом шевельнулсь бы/ он бы д-долбанул сверху/ не разобравшись»//(смеется)
(8)
Вот видите/ вы не хотели/ а как хорошо/ ... нет/ я все-таки пошла// Когда я увидела что собирается группа/... и было хорошо/ действительно/ лунная ночь/ и идешь по этим горам/ кажется что это какой-то марсианский или лунный пейзаж// В лунном ярком свете/ ка-а-мни такие/ утесы/ очень красиво// А когда поднялись на Ай-Петри/ вот очень повезло что/ была хорошая погода/ и поэтому мы увидели огни/ прямо всего побережья// Вот начиная от Никитского ботанического сада/ и даже не знаю куда вот налево... кончается туда// Вот// А потом мы на эту же вершину вместе/ поднимались/ на утро на следующее// Уже... Ну тогда не ходила толь... Марина не ходила только из наших/ остальные все ночью ходили//
(9)
Ну я поехала/ в Комарове туда искать ее// сама боялась что я ее не узнаю// Но интересно что все уже прошли/ а ее нет// Потом смотрю идет// Уже позже всех// Я ее узнала/ она меня не сразу/ я навстречу ей иду/ и говорю/ Вы что ж гражданка так поздно на ужин приходите// Она даже испугалась вначале/ а потом посмотрела// Ой/ Тетя Катя приехала!(смеется)/Я вижу она что-то растерялась немножко// Я ей говорю что/ у тебя какие планы после ужина? Я говорю пока здесь стояла/ тебя ждала/ выяснила/ что сегодня у вас здесь кино/ наверно в кино пойдешь? (более высоким голосом, изображает) "Не знаю"// Я гырю/ А куда еще? "Может на танцы"// А ты ходишь на танцы здесь/ я грю/ мне сказали что здесь отдыхают одни пенсионеры/ ты что там с пенсионерами танцуешь?(более высоким голосом) "Не-е-т/ не одни пенсионеры"…
Задание 217. Выполните комплексный ортологический анализ текста. Выделите элементы устной разговорной речи1.
Но там /понимаете вот /о чем я хочу рассказать /там было два таких случая// Один случай// У меня /значит /был пропуск /вот такой картонный /пропуск /на вот технический водопровод /на канализационную станцию и так далее //Ну время было военное /сами понимаете //Вот я /значит /приходила /вахтеру этот пропуск предъявляла /и меня /значит/пропускали /я /значит /этот пропуск забирала и /уходила //Вот однажды я прихожу /а вахтера нет /а стоит собака /о-гром-ная //Какой породы /не знаю /но огромная черная собака /вот такая вот //И очень-очень агрессивно настроена /и не хочет меня пропускать //А мне же надо /я должна же еще успеть на занятия // Я торопилась все это взять /отнести и успеть на лекцию //Вахтера нет //Я тогда стала эту собаку уговаривать //Я говорю /Собака-собака /я не диверсант //Видишь /у меня пропуск //Показываю ей этот пропуск //Ты меня должна пропустить //Можете себе представить мой ужас /собака этот пропуск берет в рот /на зубы //И у меня вот мысль /вот она его сейчас съест /чем я докажу /что собака съела пропуск //А понимаете /это же пропуск на военный объект /что со мной тогда будет //Вот у меня душа в пятки ушла совершенно //Но она на зуб этот пропуск попробовала /вот на нем остался след ее зуба /и пропустила меня /вернула /пропустила //Я туда прошла //Взяла пробы /возвращаюсь назад /а там довольно далеко по территории-то проходить /возвращаюсь назад /там уже стоит вахтер //Он меня увидел /он меня уже знал /конечно /я же каждый день приходила /он вот так вот прямо руками всплеснул и говорит /Откуда вы взялись? /Как вы пришли? //Говорю /Ну как /обыкновенно //Но тут собака была //Я говорю /Ну /я ей пропуск показала //Какой пропуск? //Я ему показываю /говорю/ Вот след от ее зуба//Да вы что? Да вы с ума сошли//Вы знаете /какая это собака? //Это же сторожевая собака //Вот она только утром чуть до смерти не загрызла там кого-то /кто хотел пройти //Она же сразу горло рвет //Разве можно так? //Я говорю /Ну вот факт /она меня пропустила //Ну ладно //Не делайте так ни в коем случае/ /На следующий день /или может через день /я уже не помню /я прихожу /его опять нет /собака эта опять стоит //А я уже знаю /что она горло разрывает //Ну что делать? //Я опять достаю пропуск //Опять говорю //На сей раз она его на зуб не брала //Пропустила //Я прошла /и в данном случае и вышла и вот так //А у Волги /ниже канализационной станции /я должна была брать пробу воды //Там так /понимаете //Вот по Волге сплавляли плоты /это было очень типично /они шли просто по течению /плыли /и вот один такой плот стоял на берегу /причем он высокий /вот так вот/ а может /даже выше /а другой плот /в воде //И вот надо было с одного плота на другой пройти по вот такой доске /которая была переброшена между ними /ну /я не знаю /метра два-три /вот так/ и с того плота зачерпнуть воду //И вот в первый день /когда меня водила /ну моя /так сказать /начальница /она /значит /спокойно по этой доске прошла /а я еле-еле //Я... /то ли потому что плохо вижу /то ли не поэтому /но я вот не могу по таким вещам вот ходить совершенно //Я еле-еле //И когда я приехала сама на следующий день брать /а между /ну там вот такая черная тина какая-то /я думаю /да ну чем я буду по этой доске ползти /я вот пройду /ну испачкаюсь в грязи /ну бог с ним //И стала я спускаться с плота //Ну так как у меня в сумке вот все эти склянки-банки /я побоялась /что если я спрыгну /то они разобьются //И поэтому я стала спускаться осторожно /держась за плот одной ногой // И можете себе представить /как только я ногой коснулась этой тины /это оказалась зыбучая тина //И у меня сразу ниже колена нога ушла /и не отпускает //И вот тут мне стало страшно //Во-первых /я подумала /что было бы /если бы я прыгнула //Все с концами //А во-вторых /сумку я /уже не заботясь о склянках-банках /закинула на плот... /И стала думать /как же вытянуться // А вытянуться не удается //Я/значит/держусь за плот уже двумя руками и изо всех сил пытаюсь ногу освободить //Главное /там никого вокруг /ну по крайней мере на километр /пустырь совершеннейший //Там никого нет// Ну представляете /кто будет ходить туда /где сток канализационной станции //Никого там нет //Ну /вот еле-еле /но все-таки в конце концов выдрала // Выдрала /нога вся вонючая /грязь эта вот вся такая /плюнула я на холеру и стала ее обмывать просто волжской водой /потому что ну невозможно же так ни идти /ни ехать /ничего/ /И представляете /каково мне было потом по этой доске мне ползать /за этой водой //Ну я буквально ползала /на четвереньках //Я уже знала /что если я туда /то... /все вот //Так что девиз мой /как лягушка в молоке /«Не сдаваться!»
Литература
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.