logo
Uch-met_posobie_ortologia

Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных

Задание 113. Поставьте данные слова в форму единственного числа. Определите грамматический род существительного. Вольеры, жирафы, катаракты, кеды, клавиши, клипсы, коррективы, манжеты, метаморфозы, перифразы, плацкарты, погоны, лангусты, рельсы, сандалии, сандалии, скирды, ставни, туфли, тапочки, штиблеты, эполеты, оладьи, вериги, гастроли, гренки, кегли, нелюди.

Задание 114. Определите грамматический род существительных.

Бандероль, вуаль, сажень, табель, толь, тюль, хмель, пемоксоль, жирандоль, шампунь, дюраль, сель, аэрозоль, мозоль, станиоль, картель. Поясните причины родового варьирования в системе существительных с мягкой финалью.

Задание 115. Определите род существительных нулевого типа склонения.

Авеню, алиби, боржоми, иваси, импресарио, инкогнито, интервью, кафе, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, конфетти, кофе, леди, манго, пенальти, пони, рагу, регби, суахили, такси, фламинго, хинди, цунами, атташе, портмоне, визави, протеже, маэстро, пенсне, барокко, эсперанто, колибри, буриме, атташе, антраша, галифе, чинзано, мартини.

Сочи, Сухуми, Перу, Катманду, Капри, Миссисипи, Чили, Дели, Мали, Конго, Сомали, Урумчи.

Поясните причины варьирования.

Задание 116. Определите родовую принадлежность аббревиатур. Поясните причины варьирования. Определите тенденцию развития на данном участке нормы.

ЗАГС, вуз, ООН, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, районо, ЮНЕСКО, МИД, РОЭ, ДЮСШ, АТС, РИА, ЦСКА, ИТАР-ТАСС, НЭП, ФСБ, АЭС, ЦРУ, ОРТ, НДС, ОПЕК, РИО, ФИДЕ, ММВБ, ЕЭС, МВФ.

Задание 117. Поставьте прилагательное в нужную форму.

(Вульгарный) арго, (рискованный) антраша, (звучащий) банджо, (опасный) динго, (красивый) драпри, (опущенный) жалюзи, (яркий) индиго, (юный) кабальеро, (большой) гну, (могучий) гризли, (крошечный) колибри, (бескрылый) киви-киви, (остроумный) конферансье, (усталый) кули, (прохладный) мацони, (уважаемый) кюре, (сочный) манго, (молодой) марабу, (седой) маэстро, (прекрасный) пери, (старый) рантье, (заброшенный) ранчо, (справедливый) рефери, (маленький) цеце, (установленный) эмбарго, (недалекий) инженю, (дорогой) сабо, (яркий) бикини, (густой) контральто, (истинный) денди, (популярный) регби, (неизлечимый) бери-бери, (назойливый) парвеню, (заморский) кольраби, (жирный) иваси, (известный) медресе, (растущий) евро, (дорогой) виски, (плохой) Манту.

Задание 118. Подберите определения к словам. От чего зависит выбор родовой формы прилагательного?

машина–автомат, плащ-палатка, царь-пушка, павильон-беседка, автомат-закусочная, горе-ученик, крем-сода, кресло-качалка, каша-концентрат, вагон-ресторан, ракета-носитель, блок-схема, бой-баба, плакун-трава, план-схема, пресс-конференция, кафе-столовая.

Задание 119. Поставьте слова в нужную грамматическую форму, определив одушевленность существительных.

Увидеть (новые персонажи), купить (все эти куклы), внимательно разглядывать (роботы), маньяк терроризировал (свои жертвы), трудно убедить (белые воротнички), изображать (сильные личности), трудно вообразить (более коварные и скрытые существа), самки муравьев превращаются в (диковинные создания), смотреть на (странные чудовища), выдумать (одаренное разумом морское млекопитающее), есть (дальневосточные крабы), купить (сардины), ловить (омары), варить (раки), грамотно приготовить (улитки), уничтожать (личинки), обнаружить (микробы), разглядывать (бактерии) в микроскоп, поместить (зародыши) в агрессивную среду, подхватить (бумажные змеи), вспоминать (легендарный «Потемкин»), вынуть из колоды (козырный туз), плясать (гопак), наблюдать (Меркурий), дергать (марионетки) за ниточки.

Задание 120. Чем обусловлено употребление грамматической формы слова «патруль» в контексте «Мы нарвались на патрулей»? Дайте ортологическую оценку варианту.

Задание 121. Определите, в каких случаях существительные в р.п. употребляются с окончанием –а, а в каких с –у? Какова тенденция развития на данном участке нормы.

Плантация чая, экспорт чая, стакан чаю; продажа сахара, насыпать сахару, килограмм сахару. Стакан ароматного чая, купить тростникового сахара, пол столовой ложки сахара. Выпить чайку, чайная ложечка сахарку, попробовать медку. Не дать спуску, без году неделя, с миру по нитке, задать жару. Ну и народу на площади! Сколько снегу намело!

Задание 122. Поставьте существительные в нужную форму, определите возможные варианты.

Килограмм (сыр), купить (сыр), продажа (сыр), съесть (сырок), кусок ярославского (сыр). Хочется (сок), стакан (сок), выпить стакан (яблочный сок). На столе стоял стакан (холодный квас). Наделать (шум). Сбиться с (панталык). Не давать (ход). (Порох) не хватило. Сколько (мусор) нашвыряли!

Задание 123. В учебном пособии под ред. Плещенко Т.П. «Стилистика и культура речи» (1999) с предлогами из, до, с рекомендовано употребление форм Р.п. на –у. В качестве аргумента приведены следующие нормативные контексты: Поднять с полу. Уйти из дому. Выйти из лесу. Умереть с голоду. Девушки покатились со смеху, сбиться с толку, беситься с жиру, надо до зарезу. Насколько обоснованной представляется Вам данная точка зрения?

Задание 124. Образуйте формы и. п. мн. Дайте ортологический комментарий возможным вариантам.

Бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, снайпер, штурман, невод, фельдшер,штемпель, ястреб, джемпер, договор, инструктор, инженер, полюс, полис, рапорт, редактор, свитер, сектор, табель, клапан, плинтус, фронт, шофер.

Задание 125. Определите по словарям разницу лексических значений следующих пар слов: листы  листья, учителя  учители, лагери  лагеря, ордены  ордена, поясы  пояса, соболи  соболя, мехи  меха, кондукторы  кондуктора, хлебы – хлеба, корпусы – корпуса, пропуски – пропуска, тоны – тона, табели – табеля.

Задание 126. Образуйте форму тв. п. ед. числа: Седов, Саратов, Киев, Сормово, Бородино, Ганс Бюлов, Карл Брюллов, Михаил Калинин, город Калинин, Иван Чаплин, Чарли Чаплин, мистер Питкин, Карл фон Визин, Денис Иванович Фонвизин, город Львов, архитектор Львов. Сформулируйте алгоритм выбора формы.

Задание 127. Раскройте скобки.

Вечер памяти (Жан Батист Клеман); произведения (Эрих Мария Ремарк); сатирический талант (Ярослав Гашек); знакомство с (Чарли Чаплин); положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов); труды профессора (Дурново); сонеты (Данте и Петрарка); фильмы с участием (Джон Траволта, Дрю Берримор и Киану Ривз); выступление (Ким Чен Ир); рассказы (Сухово-Кобылин); к лорду и леди (Гамильтон); стихи принцессы (Нукада); супруги (Фицпатрик); поздравить с юбилеем (Б.И. Сковорода); речи (Сальвадор Альенде и Че Гевара); отец и дочь Чарли и Джеральдина (Чаплин); сказки, записанные Якобом и Вильгельмом (Гримм), объявить выговор (Илья Ильич Шпет), вынести благодарность (Мария Петровна Балаш), передачи (Федор Бондарчук и Александр Цекало), справка выдана (И.П. Лепота), фильмы (Георгий Данелия), романы (Жорж Санд), модели одежды, созданные (Ив Сен-Лоран).

Задание 128. Поставьте в творительный падеж следующие фамилии:

Отто Есперсен, Анна Вежбицка, Тейн Ван Дейк, Пршемысл Адамец, Андрей Анатольевич Зализняк, Анна А. Зализняк, Виктор Александрович Ицкович, Елена Станиславна Кара Мурза, Абрам Борисович Шапиро, Александр Афанасьевич Потебня, Лев Владимирович Щерба, Сол Сапорта, Богуслав Гавранек, Луи Ельмслев.

Задание 129. Употребите данные топонимы в форме п. п. ед. сначала в составе словосочетания, а затем без родового слова. Оцените возможности склонения топонимов.

Образец: находиться в поселке Затон, находиться в Затоне.

Город Камень-на-Оби, Белокуриха, Орехово-Борисово, Кемерово.

Село Журавли, Центральное, Смирненькое, Дружба.

Поселок Майма, Ащегуль, Верх-Обское, Тигирек, Усть-Кокса.

Деревня Арбайта, Кош-Агач, Сунгай, Канны, Колбаны, Усть-Пыжа, Соузга.

Озеро Горькое, Нагибино, Ая, Ляпуниха.

Гора Турочак, Усть-Кан, Аптырга, Сарлык, Медведь-гора.

Река Сентелек, Тулата, Иня, Ануй, Чарыш, Куяча, Кырлык, Москва-река.

Задание 130. В Географическом атласе мира найдите примеры, иллюстрирующие различные случаи словоизменения иноязычных топонимов в русском языке.

Задание 131. Поставьте существительные в форме р.п. мн.

Ботинки, боты, валенки, сапоги, кеды, бутсы, бахилы, туфли, носки, чулки, манжеты, шорты, погоны, клипсы, эполеты. Армяне, башкиры, болгары, буряты, грузины, лезгины, цыгане, калмыки, киргизы, монголы, таджики, узбеки, якуты, хорваты, турки. Партизаны, гренадеры, гусары, драгуны, уланы, гардемарины, минеры, саперы, кадеты. Амперы, ватты, рентгены, микроны, караты, байты, граммы, килограммы, гектары. Апельсины, мандарины, помидоры, томаты, абрикосы, баклажаны, гранаты, георгины. Рельсы, вольеры, макароны.

Задание 132. В словарях и справочниках наблюдаем разнобой в рекомендациях относительно Р. мн. от указанных наименований.

Ср.: «Краткий словарь трудностей» Н.А. Еськовой: носок и носков – равноправные. Большой толковый словарь русского языка: носков. ТСУ: носок – нейтральная, носков – разговорная. «Грамматическая правильность русской речи» Л.К. Граудиной: носков – нейтральная, носок – разговорная. Какую форму (носок или носков, чулок или чулков, сандалет или сандалетов) следует выбирать в случае колебаний?

Задание 133. В словаре «Грамматическая правильность русской речи» Л.К. Граудиной и др. приведены следующие усеченные формы р.мн.: алеуты – алеут, бедуины – бедуин, арнауты – арнаут и др., отсутствующие в других словарях. Чем можно объяснить этот факт?

Задание 134. Поставьте существительные в форме р.п. мн. числа. Вафли, кухни, домны, кочерги, оглобли, розги, пашни, сабли, сплетни, усадьбы, кегли, пени, подворотни, пригоршни, свечи, цапли, простыни, доли, Гали, Оли, оливки, грабли. Найдите зависимость грамматической формы от модели ударения и сформулируйте правило образования таких словоформ.

Поясните, почему от слов пригоршня, сводня, цапля и подобных образуется две формы р.мн.: пригоршен – пригоршней, цапель – цаплей, ставен – ставней (обратите внимание на тип конечного согласного в основе слов).

Задание 135. Найдите черты разносклоняемости в парадигме слова простыня.

Задание 136. В словарях и справочниках наблюдаем разнобой в рекомендациях относительно форм Р. мн. от существительных женского рода на –а: свечей – свеч, простыней – простынь, тихонь – тихоней, ходуль – ходулей, теть – тетей, яслей – ясель пр. Определите перспективные, слабые и равноправные варианты, аргументируйте решения.

Задание 137. Три кочерги, четыре кочерги, пять …? Употребите правильную форму. Образуйте формы р. п. мн. от слов: черта, мечта, швея, кабарга, балда, княжна, раба, егоза, башка. Что делать в случае затруднений?

Задание 138. Поставьте существительные в форме р.п. мн. Верховья, низовья, устья, подмастерья, колени, плечи, яблоки, блюдца, зеркальца, одеяльца, поленца, полотенца, щупальца, болотца, копытца, захолустья, побережья, снадобья, лохмотья, отрепья.

Задание 139. Поставьте существительные в форме р.п. мн. Выжимки, опивки, заморозки, нападки, потемки, сумерки, шаровары, рейтузы, гетры, будни, ясли. Какова основная тенденция в образовании форм р. п. мн. от существительных pluralia tantum?

Задание 140. Образуйте форму тв. п. мн. от слов: желудь, зверь, гость, люди, дверь, кость, плеть, сеть, дочь.

Задание 141. Поставьте существительные в форму предложного падежа. Определите их тип склонения по классификации «Русской грамматики-80».

1) Викарий, виночерпий, казначей, иней, завсегдатай, глашатай.

2) Создание – созданье, варение – варенье, соление – соленье.

3) Доля, капля, идея, ворожея, гвардия, дивизия, лилия.

Задание 142. Поставьте существительные в предложный падеж ед. числа:

Запястье, улей, Бия, суховей, солярий, галерея, бой, кий, лишай, здание, стая, гостья. Сияние, сбруя, стадия. Гений, Наталья, Наталия, хоккей, линия, хныканье, фамилия, траншея, затмение, затишье, иней, бестия, устье.