logo
Uch-met_posobie_ortologia

III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро

Ориентация образования на гумманизацию учебно-воспитательного процесса ставит в число актуальных проблем развитие личности каждого ребенка, что особенно актуально в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в классах коррекционно-развивающего обучения. Процесс личностного развития и самоопределения этих учащихся затруднен, что обусловлено незрелостью эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, нарушением общения.

Я согласна с принципиальным подходом Л.С. Выготского к решению данной проблемы, который рассматривал общение как главное условие устранения недостатков развития личности. Формирование коммуникативности ребенка, обучающего в классе КРО, является одной из важнейших задач процесса обучения и воспитания, так как данная компетенция обеспечивает условие для продуктивного взаимодействия с окружающими и является важным фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.

Прежде всего, с помощью психолога школы я осуществляю диагностику способностей детей к коммуникативной деятельности, по результатам которой составляю индивидуальный план развития выявленных способностей, исходя из личностно-ориентированного обучения. Это важно для выбора путей коррекции коммуникативных отклонений каждого ребенка.

Организуя общение на уроках математики, я не требую моментального ответа, даю время подумать, даю право на ошибку. Стремлюсь к тому, чтобы дети выступали активными партнерами в общении. Побуждаю их к осознанной и самостоятельной деятельности. Занятия, кроме математического, носят и социальный характер. Фронтальная работа заменяется на групповую. Чтобы в коммуникативной деятельности был задействован каждый ученик, произвожу деление на группы с учетом индивидуальных особенностей:

  1. учащиеся с различным уровнем усвоения материала;

  2. учащиеся с различными уровнями речи;

  3. учащиеся с различными особенностями памяти, внимания.

Как математик я уделяю большое внимание индивидуальной работе. Задания для нее составлены таким образом, что они обеспечивают ученику первоначальный успех. Цепочка задач начинается с тех, которые может выполнять самый слабый учащийся. Решая индивидуальные задания, ребенок работает в своем темпе, что активизирует его деятельность, заставляет поверить в свои силы, а формирование адекватной самооценки является одним из условий развития коммуникативных способностей.

Подбор заданий осуществляю так, что их невозможно выполнить без речевого взаимодействия.

Например, математика 6 класс, задание по теме «Длина окружности и площадь круга»:

  1. начертите окружности;

  2. измерьте диаметр;

  3. с помощью партнера измерьте длину окружности;

  4. найдите отношение длины окружности к диаметру;

  5. осудите свои результаты с результатами партнера;

  6. сделайте общий вывод.

Игра – один из способов познания детей среднего школьного возраста, а тем более эта форма актуальна в работе с учениками классов КРО. Игровая деятельность на уроке расширяет возможность проблемного ребенка в приобретении навыков коммуникативной деятельности.

Активные методы и формы обучения обеспечивают включение школьника в коммуникативный процесс, побуждающие интерес, желание высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.

Например, математика 5 класс, задание по теме «Числовые выражения»:

Составьте условие задачи, которая решается с помощью выражения: 28х4+35х5.

I вариант: если вы проживаете в Африке.

II вариант: если вы проживаете в Антарктиде.

Эффективность моей работы повышают задания-тренажеры для устного счета, в которых по горизонтам расположены однотипные примеры на одно и то же правило, по вертикали – примеры на разные правила. Систему устных упражнений ученик получает в начале изучения темы, он работает с ней и в школе, и дома. Ребенок вслух прочитывает задания, говорит ответ, по просьбе учителя объясняет, стараясь не отставать от одноклассников. При этом ребенок напрягает внимание, проявляет смекалку, у него возникает желание активно участвовать в работе класса.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будет успешнее, если:

  1. своевременно выявлять коммуникативное отставание учащихся;

  2. обеспечивать целенаправленное систематическое посвящение школьников в процесс общения;

  3. использовать активные формы и методы обучения, обеспечивающие включение школьника в коммуникативный процесс.

Для любого школьника важен процесс общения, а для детей с ограниченными возможностями здоровья это и важно, и необходимо вдвойне, так как позволит чувствовать себя на равных со сверстниками и повысит успешность обучения.

Задание 211. Перед вами фрагмент монографии Л.С. Выготского «Психология искусства». Выделите в отрывке признаки научного стиля, а также особенности индивидуального стиля автора.

…Как здоровая реакция против интеллектуализма возникло у нас формальное течение, которое начало создаваться и осознавать себя только из оппозиции к прежней системе. Это новое направление попыталось в центр своего внимания поставить находившуюся раньше в пренебрежении художественную форму; оно исходило при этом не только из неудач прежних попыток понять искусство, отбросивши его форму, но и из основного психологического факта, который, как увидим ниже, лежит в основе всех психологических теорий искусства. Этот факт заключается в том, что художественное произведение, если разрушить его форму, теряет свое эстетическое действие. Отсюда соблазнительно было заключить, что вся сила его действия связана исключительно с его формой. Новые теоретики так и формулировали свой взгляд на искусство, что оно есть чистая форма, совершенно не зависящая ни от какого содержания. Искусство было объявлено приемом, который служит сам себе целью, и там, где прежние исследователи видели сложность мысли, там новые увидели просто игру художественной формы. Искусство при этом повернулось к исследователям совсем не той стороной, которой оно было обращено к науке прежде. Шкловский формулировал этот новый взгляд, когда заявил: «Литературное произведение есть чистая форма, оно есть не вещь, не материал, а отношение материалов. И как всякое отношение, и это – отношение нулевого измерения. Поэтому безразличен масштаб произведения, арифметическое значение его числителя и знаменателя, важно их отношение. Шутливые, трагические, мировые, комнатные произведения, противопоставления мира миру или кошки камню – равны между собой» (134, с. 4).

В зависимости от этой перемены взгляда формалисты должны были отказаться от обычных категорий формы и содержания и заменить их двумя новыми понятиями – формы и материала. Все то, что художник находит готовым, будь то слова, звуки, ходячие фабулы, обычные образы и т.п., – все это составляет материал художественного произведения, вплоть до тех мыслей, которые заключены в произведении. Способ расположения и построения этого материала обозначается как форма этого произведения, опять-таки независимо от того, прилагается ли это понятие к расположению звуков в стихе или к расположению событий в рассказе или мысли в монологе. Таким образом, чрезвычайно плодотворно и с психологической точки зрения существенно было расширено обычное понятие формы. В то время как прежде под формой в науке понимали нечто весьма близкое к обывательскому употреблению этого слова, то есть исключительно внешний, чувственно воспринимаемый облик произведения, как бы его внешнюю оболочку, относя за счет формы чисто звуковые элементы поэзии, красочные сочетания в живописи и т. п., – новое понимание расширяет это слово до универсального принципа художественного творчества. Под формой оно понимает всякое художественное расположение готового материала, сделанное с таким расчетом, чтобы вызвать известный эстетический эффект. Это и называется художественным приемом. Таким образом, всякое отношение материала в художественном произведении будет формой или приемом. Так, с этой точки зрения, стих есть не совокупность составляющих его звуков, а есть последовательность или чередование их соотношения. Стоит переставить слова в стихе, сумма составляющих его звуков, то есть материал его, останется ненарушенной, но исчезнет его форма, стих. Точно так же, как в музыке сумма звуков не составляет мелодии, а последняя является результатом соотношения звуков, так же и всякий прием искусства есть в конечном счете построение готового материала или его формирование.