Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
Задание 212. Используя приведенный ниже текстовый материал, ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Назовите стилевые разряды языковых средств, используемых в газетной речи. Сопоставьте его со списком этих средств в научной речи.
2. Найдите общелитературные языковые средства. Каково их общее число?
3. Встретилась ли вам не до конца освоенная иноязычная лексика? Диалектизмы? Жаргонизмы и просторечия?
4. Найдите средства выражения эстетической функции. Затем — информативной и функции воздействия. Могут ли функции совмещаться в одних и тех же языковых средствах?
5. Докажите, что язык газетно-публицистического стиля отличается пониженной степенью облигаторности.
6. Найдите средства индивидуализации речи.
7. О.А. Лаптева делит все жанры газетно-публицистической речи на два типа: строгие и нестрогие. Главная функция строгих жанров – информативная, а нестрогих – воздействующая. Приведите примеры строгих и нестрогих жанров и определите их языковые особенности.
8. В приведенных ниже тестах найдите газетные клише.
9. Какой эффект возникает при «столкновении» стилей внутри одной статьи?
10. Найдите средства имплицитной передачи информации. Насколько они частотны?
Материал для анализа:
(1)
Сенсорные навыки бабки Матрены (заголовок). Шаркая разношенными шлепанцами, бабка Матрена поплелась на кухню. Кухню — эту управляемую машину — Матрена изучила досконально и, сама того не ведая, была одним из звеньев надежности всей системы управления этой машины. Кухня до отказа была заполнена потоком разнообразных сведений, но знание и учет многих специфических факторов помогали Матрене ориентироваться в этой информации. Поставив кастрюлю на плиту, тщательно оценивая качественно и количественно каждый параметр и отбрасывая несущественные, Матрена привычными движениями стала готовить фарш, добавляя на основе вкусовых ощущений необходимые ингредиенты. Выработанные за долгие годы устойчивые навыки дистанционного слежения за кипящей кастрюлей облегчали ей работу. Бросив котлеты на сковороду, Матрена незаметно для себя включила в действие зрительные восприятия. Внезапно характер процесса закипания в кастрюле резко изменился. Теперь значительно возросла роль слухового анализатора. (ЛГ)
(2)
Острословы из аппарата Объединенных Наций в свободные минуты, которых у них, впрочем, немного, развлекаются переводом обычных фраз на хорошо знакомый им жаргон. Например, утверждение: «У Мэри есть ягненок» выглядит так: «Мэри осуществляет право владения неким младшим членом овечьего семейства». Известное выражение «Боже, храни королеву» на ооновском жаргоне может принять такую форму: «Мое страстное желание, чтобы создатель Вселенной сделал все возможное для сохранения и защиты дамы королевского звания, которая милостиво занимает положение главы государства» (ЛГ)
(3)
— Ты ли, Коля? — воскликнул я <...>. Он дружески заулыбался и кивнул на свободное место рядом... — И не говори. Вот на совещание прикатил, выступать придется.— Значит, в этой сфере вращаешься? — И не говори,— повторил он.— Третий год директорствую на фабрике кожгалантереи. Ну, морока! — А что такое? Вздохнув, он сказал: — Коллектив нашего предприятия, ставший в начале года на трудовую вахту и взявший в связи с этим повышенные обязательства, с честью выполняет их, и сейчас можно с уверенностью сказать, что в борьбе за повышение качества мы добились положительных результатов. (Крокодил)
(4)
Нас ожидает большое свинство (заголовок). Похоже, уже к майским праздникам населению, не склонному к вегетарианству, придется шире раскрывать кошельки при покупке мяса и продуктов, приготовленных на его основе. Дело в том, что, по слухам, алтайские производители курятины, свинины и говядины уже в апреле собираются поднять цены на свою продукцию минимум на десять процентов. А до середины лета еще примерно на пятнадцать. Столь безрадостный для соотечественников сценарий становится возможным в силу принятого правительством России решения об ограничении ввоза на территорию страны мяса из-за рубежа. Вне всякого сомнения, это решение самым положительным образом скажется на финансовом положении животноводов. Но одновременно и усилит их диктаторские позиции, в смысле ценообразования. В отсутствие импортного мясца мясопереработчики и продавцы просто вынуждены будут идти на поклон к хозяевам ферм и коровьих стад. А кое-кто из специалистов даже предсказывает дефицит мяса на алтайском рынке. У наших животноводов появится соблазн сбыта своей продукции за рубежи края. А значит - цена будет неукротимо ползти вверх (Жизнь).
(5)
В Барнауле успешно начала действовать единая дежурно-диспетчерская служба спасения 001. По телефону 001' можно звонить в разных чрезвычайных ситуациях: при пожаре, при бытовых, подводно-технических, автомобильных ЧП. Диспетчер оперативно переадресует ваш SOS в нужное спасательное подразделение. Между тем, как нам сообщили в управлении по делам ГО и ЧС, одновременно с 001 будут работать и прежние экстренные телефоны - 01, 02, 03, 04 и прочие. (Жизнь)
(6)
Попасть в «скорбный» дом очень просто. Предположим, вы совершенно случайно оказались неподалеку от места происшествия. А какой-нибудь свидетель из числа «зорких соколов» ткнул в вас пальцем как в возможного злодея. Печально, но факт: менты в силу своих должностных обязанностей должны принять все меры к вашему задержанию и помещению в изолятор временного содержания (ИВС), вплоть до выяснения всех обстоятельств дела и даже без предъявления вам обвинения. Таков закон.
(7)
Как уже было сказано выше, разбираться с вами теоретически могут до десяти суток. И не потому, что милиционеры - редиски. А потому, что в ИВС, в силу ограниченности его площадей, есть всего четыре следственных кабинета, работать одновременно в которых могут всего четыре «пинкертона» соответственно с четырьмя узниками. На то, чтобы убедиться в возможной причастности/непричастности каждого из них к тому или иному происшествию, требуется время. Много времени. Остальным «сидельцам» не остается ничего другого, как дожидаться своей очереди в один и четырех кабинетов. Не секрет, что после этого человека с извинениями выпускают домой. Полбеды, что уходит он из ИВС злой и истощенный (несмотря на бесплатное, но сносное трехразовое питание). Хуже то, что за эти злосчастные несколько суток он успевает основательно подорвать здоровье: сырость, дурно пахнущий сосед по камере, четыре часа в сутки поочередного сна на деревянных «шконках» - дай Бог не подхватить в таких условиях чесотку или даже чахотку (Алтайская правда).
(8)
Как ныне сбирается вещий Олег... (заголовок) Необычное новшество появилось на административных границах Республики Алтай с Хакассией и Тувой. С недавних пор эту зону стали патрулировать вооруженные дробовиками всадники. Дело в том, что в последнее время горно-алтайские скотоводы пребывают в настоящем шоке. Некогда их миролюбивые соседи из приграничных субъектов федерации, по-видимому, вспомнив эпоху Батыя и Чингизхана, начали устраивать на территорию республики форменные средневековые набеги. Цель их - кражи скота у местных животноводов. В результате за административный кордон угоняются целые стада. Обращение их хозяев за помощью к официальным властям успехом пока не увенчалось. Вероятно, поэтому жители республики решили укрепить свои границы в частном порядке. Насколько нам известно, власти этой инициативе граждан не препятствуют. Однако предупреждают народные дружины о недопустимости самосуда над скотокрадами в случае их поимки (МК на Алтае).
(9)
С бортовой машины можно купить кубометр обрезной доски, рубероид, цемент, но не ТV «Раnаsonic 29» — образец «изысканного совершенства», как гласит ТВ-реклама. И вот этот образец совершенства два бугая на саночках тянут по талому снегу к своему «жигулю», и куда еще повезут его по колдобинам, и как эта техника будет потом работать после продажи в таких условиях — большой вопрос. Проверки работоспособности, гарантий, возможности заменить технику — ничего этого нет. (Известия)
(10)
Лишится ли край государственных вузов? (заголовок) Научную общественность края будоражат весьма пессимистические слухи. Дело - в грядущей аттестации. Поговаривают, что в Министерстве образования окончательно созрел план по переводу подавляющей части государственных вузов на финансирование не из федерального, а из региональных бюджетов. И аттестация - хороший повод для этого.
Данная процедура для вузов обещает быть очень сложной. Так, кроме всего прочего, нужно будет показать, чему они научили своих студентов за последние пять лет. По принципу «остаточных знаний». Соберут, например, студентов пятого курса и выяснят, что они помнят по предмету, изученному ими на первом курсе. Говорят, проверка не будет простой формальностью, а потому результат предугадать будет несложно. Неудовлетворительная аттестация повлечет за собой лишение федерального финансирования, а без того «дырявые» бюджеты субъектов РФ вряд ли потянут еще одну лямку. В таком случае возможны два выхода: либо будут значительно сокращены расходы на содержание высшего образования (вплоть до объединения вузов), либо перед университетами будут сняты все барьеры, мешавшие им зарабатывать деньги, что фактически приведет к их преобразованию в коммерческие. (Жизнь)
Задание 213. Возьмите свежий номер любой газеты. Проанализируйте его, отвечая на вопросы:
1. Статьи каких жанров встретились в данном выпуске? К какому типу они относятся: строгому или нестрогому?
2. Какие языковые средства используются в статьях? Найдите разные группы и разряды языковых средств и охарактеризуйте их. Не забывайте об общелитературных средствах.
3. Какие не вошедшие в литературный язык иноязычные слова встречались Вам в газете? При освещении какой тематики?
4. Что позволяет считать газетную речь отдельной разновидностью современного русского литературного языка?
5. Осветите вопрос о соотношении языковой ситуации в обществе и языка газеты. Есть ли между ними причинно-следственные отношения?
Задание 214. Выполните комплексный ортологический анализ текста. Внесите нужную правку.
Залежалый товар
(статья является реакцией на факт опубликования поэмы «Индия», автор которой пережил репрессии, сам являлся узником концлагеря с одноименным названием. Поэма - об этом времени.)
Итак, мы в очередной раз имели счастье убедиться в том, как «ужасно» мы жили раньше: вышла «Индия» В. Л. Сосновского, прочитав которую мы можем смело, с полным правом воскликнуть: «А вы знаете, господа, у нас ГУЛАГ был...» Таким образом, у репрессированных, их родственников и защитников неизвестно отчего появился еще один повод заклеймить сталинский террор. Видимо, в сем действе должны принять участие, глубоко устыдившись собственного благополучия и будучи преисполнены сострадания и гнева, самые широкие круги общественности.
Как же! Мы еще не сказали всех слов проклятий, не до конца вылизали башмаки у несчастных жертв... Кстати, есть впечатление: пребывание в ГУЛАГе – единственная отрада в их жизни, иначе кому бы они были нынче нужны?
Но что мы вам недодали, господа? Чего вы еще хотите от нас?
Быть репрессированным нынче почетно, это предмет гордости. Хотя страна разваливается, народ вымирает – дай Бог любому ГУЛАГу, нищает, перебиваясь с хлеба на дух святой.
Ну да что это нам! Пожалуйте в «Индию»...
Пожалуй, пора в разные анкеты включить вопрос: «Были ли вы репрессированы в 1937-1953 гг., а если нет, то почему?» Настоятельно созрела такая необходимость...
Но спрашивается: а что воду в ступе толочь? К чему в мрак жизни добавлять еще негатива? Кому это сегодня нужно? Нам навязали какой-то комплекс вины за собственное вчера - и обокрали нас, украли и прошлое, и настоящее, и будущее.
Неужели актуальны сталинские ГУЛАГи? Не пора ли остановиться? Неужели мало писаний Солженицыных и шаламовых, жизнь советского человека для коих свелась к лагерному отстойнику?
Что хотел сказать и сказал нам нового г. Сосновский? Что в лагерях плохо? Но это было известно и до и после него – никого этим открытием не удивишь. Их, извиняюсь, не для того организовывали.
В чем автор «Индии» пытается нас убедить? В том, что там была куча скотов? Но, пардон, скотов в любые времена и в любом обществе предостаточно.
Вопросы, вопросы, вопросы...
Дошло до того, что чуть ли не любой зек тех пор (из которых никто еще не сказал, что его посадили за дело) может гордо бить себя в грудь, расписывая свое «героическое» прошлое. Хочется спросить: долго вы будете носиться со своим ГУЛАГом? Как нам еще загладить перед вами вину, заключающуюся в том, что мы, такие подлецы, не были с вами рядом, не хлебали баланду?..
Главное, с любого боку высвечиваются несвоевременность, анахроничность, ненужность еще одного кома грязи в прошлое, которому нынче все мастера предъявлять счета. А слабо самим по ним платить?
Не надо, г. Сосновский, судьбу репрессированного возводить в абсолют. Не те времена. Эпоха горбачевской гласности (легального распинания Советской Родины) ушла. Страна уже под откосом. Величайшее государство в мировой истории пало во многом благодаря таким вот «индийцам», обрабатывавшим публику.
Советская страна дала подавляющему большинству невиданное: уверенность в завтрашнем дне. Теперь мы в выгребной яме, и не столько по глупости, сколько по наивности. Сему поспособствовали пишущие бывшие заключенные, а главное – их возносители, рекламисты.
Таких, как г. Сосновский, около двухсот тысяч в России. У всех горечь, злоба, желчь, но стоило ли искусственно преумножать их потоки и заливать в отместку всю Россию?..
Вы, г. Сосновский, ставите акценты на самом темном в нашей истории, на передний план выводите теневые стороны жизни советского общества. Пусть так, но объясните, ради Бога, с какой целью?
Мы сочувствуем вам, г. Сосновский, и прочим: в вашей жизни была эта драма, драма вопиющей несправедливости (не у всех). Но, во-первых, у большинства ее не было в данном контексте, и Вас просто не поймут.
Во-вторых, не все репрессированные недостойны своей участи.
В-третьих, вы заставляете вступающих в мир чернить неведомое им прошлое.
И, в-четвертых, ныне происходит куда более масштабная драма...
Так что не стоит «толкать» нам залежалый товар, не надобно переоткрывать Америку.
И Индию тоже.
Задание 215. Опишите особенности индивидуального стиля автора газетной статьи. Имеются ли в тексте речевые недочеты?
Дифузории в туфельках
Прошел слух по народу, что в нашем краю новый правитель появился.
БЫЛ один, облаченный в наше доверие, а теперь он взял да еще одного облачил, а то, вроде, его самого разоблачить пообещали. Навалились скопом, почему, мол, нет ожидаемых результатов? Все ждали одних, а они — другие. В общем, двое их теперь.
Люди говорят, один будет в основном на сторону выезжать, с иноземцами и государственными людьми в бане мыться, чтоб проскользнуть к президенту — выпросить для нас какое-никакое послабление или просто денег взять. А что ж, намыленному, поди, можно и проскочить - со всех сторон скользкий. Я вот только сомневаюсь: как они там бумаги подписывают? Мокро же вокруг...
Ну вот, пока один в бане моется, другой тут, на месте, поднимает село, которое, вроде, бывший зам уронил и уехал, не простившись. А также смотрит, чтоб не затопило кого по весне да чтоб угля в достатке было: весны у нас студеные бывают. И многоводные случаются. Не знаешь, чего и бояться. Это, подумайте, какую голову надо – все угадать? Хватит ли у нового головы-то? Некоторые говорят, что голова у него тыковкой, а еще искры от него во все стороны летят: сильно зарядился на старой работе электричеством.
Это не того, сомневаюсь: должон он теперь на электрических искрах экономить — сам цены на свет задирал во главе с Чубайсом, знает.
Сосед мой, страшный ученый Сигизмунд Яковлевич, говорит, что голова у нового правителя никакой не тыковкой — круглая, обыкновенная. А я опять сомневаюсь: не может быть обыкновенная, не воспрять нашему необыкновенному краю с обыкновенной головой.
А умный Сигизмунд Яковлевич дальше сбивает меня с панталыку, говорит, что пока не понятно: будет ли губернатор управлять правительством или правительство губернатором. И что новый амебизировавшийся правитель мечтает в скором времени стать единственным.
Этого я уж и вовсе не понимаю. Чувствую только, что-то ядовитое говорит. Сигизмунд Яковлевич объясняет, что есть такие мелкие животные — амебы, какие-то там дифузории в туфельках, так вот они плавают-плавают и вдруг делются на две штуки.
- Все делится, - говорит, - оболочка, цитоплазма, вакуоли - и те пополам. Даже ядро с ядрышком!
Чую — врет, а уличить не могу.
- Кто же это видел, – говорю, – если они мелкие? Невидимые?
- Под микроскопом, на препаратном стекле.
Ладно, думаю, эти – на стекле. А те? Откуда он про тех двоих знает, если их только по телевизору изредка показывают? Ну, еще на демонстрации на цыпочки привстанешь, из-за ушей на них посмотришь, и все. Он говорит, что мое, мол, стекло – сила интеллекта. Мол, газеты читать надо. Вишь ты! Много он в газетах про амеб читал?
Я не я, думаю, буду – выведу тебя на чистую воду.
– Что ж, – говорю, – новый дифузорий со старым опять вакуолями сольется? Или как? Как это он мечтает стать единственным? Сливаются твои амебы вакуолями?
– Нет, — говорит, — они запросто жрут друг друга. Закон природы.
Вишь ты! Я ж говорю – страшный ученый он — Сигизмунд Яковлевич, голыми руками не возьмешь. Ладно, я его в другой раз подкузмлю. Тоже кой-чего про мелких тварей начитаюсь и вверну. А пока сомневаюсь — и насчет вакуолей разных, и разных амебных делений, и законов животного мира. Я думаю, просто один мужик попал впросак, а другой думает: дай помогу — пихну сзади. Поддам, он и вылетит на свободу.
Только бы не перестарался, а то поддаст несоразмерно, тот — другой — и пролетит мимо нужной бани. Что тогда? Останутся бумаги неподписанными... И простые люди его любят. Не хотят без него. Это только Сигизмунд Яковлевич говорит, что пришел губернатор, и понаехали в край жулики ото всюду. Своим места не осталось. Врет! В таком-то агромадном крае да места не осталось? Никогда не поверю.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.