logo
Uch-met_posobie_ortologia

Ортология.

Практический курс

Барнаул 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………3

Раздел 1. Введение в ортологию

Объект и предмет ортологии ……………………………………………….5

Диалектическая природа нормы…………………………………………… 8

Нормативная оценка языковых вариантов ………………………………..14

Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте……… 18

Типы норм речевой коммуникации..………………………………………..20

Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт..……………НН

Проверочные задания ………………………………………………………..29

Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка…………………….

Проверочные задания………………………………………………………….

Раздел 2. Акцентные нормы русского языка

Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах ……..31

Акцентуация и акцентное варьирование в производных словах ………….43

Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах……. 45

Проверочные задания …………………………………………………………51

Раздел 3. Морфологические нормы русского языка

Образование и употребление форм имен существительных………………. 55

Образование и употребление форм имен прилагательных………………… 61

Образование и употребление форм имен числительных…………………… 62

Образование и употребление форм глагола ………………………………….64

Проверочные задания ………………………………………………………….65

Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка

Принципы выбора порядка слов в русском предложении ………………….71

Нормы согласования и координации …………………………………………74

Нормы управления ……………………………………………………………..80

Нормы построения осложненного и сложного предложения………………84

Проверочные задания ………………………………………………………….86

Раздел 5. Ортология текста

Деловая речь как разновидность современного литературного языка. …….91

Научная речь как разновидность современного литературного языка…….. 97

Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка. …………………………………………………………………………...109

Устно-разговорный тип современного русского литературного языка ……116

Литература ……………………………………………………………………..120

Пояснительная записка

Данное методическое пособие рассчитано на три учебных семестра, составлено в целях методического обеспечения практического курса «Ортология», читаемого студентам филологического факультета специальности «Филология». Цель пособия – сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

В учебном пособии решаются следующие теоретические задачи:

1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);

2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;

3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;

4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;

5) дать знания об истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.

В пособии также решаются следующие практические задачи:

  1. сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;

  2. дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;

  3. сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;

  4. способствовать формированию навыка анализа языковой ситуации, направления развития норм языка и перспективных языковых вариантов.

В учебное пособие включены материалы практических занятий, контрольных работ и задания для самостоятельной работы студентов. В каждом разделе представлены тренировочные упражнения, рассчитанные на овладение грамматическими нормами современного русского языка, исследовательские задания, организующие наблюдение за динамикой языковой ситуации, а также упражнения, формирующие навык комплексного ортологического анализа текста.

Учебное пособие состоит из 5 разделов, каждый из которых снабжен списком основной учебной и дополнительной литературы, а также списком словарно-справочной литературы, необходимым как для практического овладения нормами языка, так и для научно-исследовательской работы.

Раздел «Введение в ортологию» представляет основные понятия, приемы и методы данной научной дисциплины. В главе на широком практическом материале иллюстрируется различие понятий «неправильность» и «коммуникативная неудача», объясняется место ортологии в сфере культуры речи. Формируется расширенное представление о стратификации понятия «норма» за счет включения в традиционную типологию коммуникативных и этических норм.

Представление о норме как выборе из ряда сосуществующих вариантов обусловливает детальное рассмотрение вариативности на звуковом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Разделы «Акцентные нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы» знакомят студентов с грамматическими нормами и их динамикой на современном этапе развития языка.

Раздел «Ортология текста» содержит задания, направленные на самостоятельное исследование языковой специфики текстов различных функциональных стилей.

Место дисциплины в учебном процессе:

  1. курс ортологии тесно увязывается с курсом современном русского языка и организуется в порядке следования за основными дисциплинами (фонетикой, лексикологией, словообразованием, морфологией, синтаксисом) и содержательного взаимодействия с ними;

  2. курс ортологии находится в органическом единстве с культурно-речевым блоком (стилистикой, риторикой), из которого выделяется нормативный аспект, становящийся предметом прямого и системного изучения в теоретическом и практическом планах;

  3. курс ортологии вписывается в систему спецсеминаров и спецкурсов, в которых студенты самостоятельно исследуют нормативные (и аномальные) явления языка в различных аспектах.

ВВЕДЕНИЕ В ОРТОЛОГИЮ