Ортология.
Практический курс
Барнаул 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3
Раздел 1. Введение в ортологию
Объект и предмет ортологии ……………………………………………….5
Диалектическая природа нормы…………………………………………… 8
Нормативная оценка языковых вариантов ………………………………..14
Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте……… 18
Типы норм речевой коммуникации..………………………………………..20
Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт..……………НН
Проверочные задания ………………………………………………………..29
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка…………………….
Проверочные задания………………………………………………………….
Раздел 2. Акцентные нормы русского языка
Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах ……..31
Акцентуация и акцентное варьирование в производных словах ………….43
Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах……. 45
Проверочные задания …………………………………………………………51
Раздел 3. Морфологические нормы русского языка
Образование и употребление форм имен существительных………………. 55
Образование и употребление форм имен прилагательных………………… 61
Образование и употребление форм имен числительных…………………… 62
Образование и употребление форм глагола ………………………………….64
Проверочные задания ………………………………………………………….65
Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка
Принципы выбора порядка слов в русском предложении ………………….71
Нормы согласования и координации …………………………………………74
Нормы управления ……………………………………………………………..80
Нормы построения осложненного и сложного предложения………………84
Проверочные задания ………………………………………………………….86
Раздел 5. Ортология текста
Деловая речь как разновидность современного литературного языка. …….91
Научная речь как разновидность современного литературного языка…….. 97
Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка. …………………………………………………………………………...109
Устно-разговорный тип современного русского литературного языка ……116
Литература ……………………………………………………………………..120
Пояснительная записка
Данное методическое пособие рассчитано на три учебных семестра, составлено в целях методического обеспечения практического курса «Ортология», читаемого студентам филологического факультета специальности «Филология». Цель пособия – сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
В учебном пособии решаются следующие теоретические задачи:
1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);
2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;
3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;
4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;
5) дать знания об истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.
В пособии также решаются следующие практические задачи:
сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;
способствовать формированию навыка анализа языковой ситуации, направления развития норм языка и перспективных языковых вариантов.
В учебное пособие включены материалы практических занятий, контрольных работ и задания для самостоятельной работы студентов. В каждом разделе представлены тренировочные упражнения, рассчитанные на овладение грамматическими нормами современного русского языка, исследовательские задания, организующие наблюдение за динамикой языковой ситуации, а также упражнения, формирующие навык комплексного ортологического анализа текста.
Учебное пособие состоит из 5 разделов, каждый из которых снабжен списком основной учебной и дополнительной литературы, а также списком словарно-справочной литературы, необходимым как для практического овладения нормами языка, так и для научно-исследовательской работы.
Раздел «Введение в ортологию» представляет основные понятия, приемы и методы данной научной дисциплины. В главе на широком практическом материале иллюстрируется различие понятий «неправильность» и «коммуникативная неудача», объясняется место ортологии в сфере культуры речи. Формируется расширенное представление о стратификации понятия «норма» за счет включения в традиционную типологию коммуникативных и этических норм.
Представление о норме как выборе из ряда сосуществующих вариантов обусловливает детальное рассмотрение вариативности на звуковом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Разделы «Акцентные нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы» знакомят студентов с грамматическими нормами и их динамикой на современном этапе развития языка.
Раздел «Ортология текста» содержит задания, направленные на самостоятельное исследование языковой специфики текстов различных функциональных стилей.
Место дисциплины в учебном процессе:
курс ортологии тесно увязывается с курсом современном русского языка и организуется в порядке следования за основными дисциплинами (фонетикой, лексикологией, словообразованием, морфологией, синтаксисом) и содержательного взаимодействия с ними;
курс ортологии находится в органическом единстве с культурно-речевым блоком (стилистикой, риторикой), из которого выделяется нормативный аспект, становящийся предметом прямого и системного изучения в теоретическом и практическом планах;
курс ортологии вписывается в систему спецсеминаров и спецкурсов, в которых студенты самостоятельно исследуют нормативные (и аномальные) явления языка в различных аспектах.
ВВЕДЕНИЕ В ОРТОЛОГИЮ
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.