Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
Задание 169. Ознакомьтесь с общими правилами выбора порядка слов в русском предложении. Проиллюстрируйте тезисы своими примерами.
Порядок слов в русском языке выполняет две основные функции - грамматическую и коммуникативную.
На выбор порядка слов влияют следующие грамматические признаки словосочетания и предложения:
I. Степень спаянности словосочетаний в русском языке неодинакова.
Первую степень спаянности имеют словосочетания «числительное + существительное». Они выступают в качестве одного члена предложения, замена порядка слов в таких словосочетаниях невозможна.
Вторую степень спаянности имеют словосочетания с определением. Изменение порядка слов почти невозможно без резкой смены стилистического регистра.
Третью степень спаянности имеют словосочетания с дополнением и обстоятельством образа действия. Они могут быть подвергнуты разрушению.
Четвертую степень спаянности имеют словосочетания с обстоятельствами места. Такие словосочетания разрушаются наиболее легко.
Словосочетание либо входит в предложение как единое целое, либо разрушается под влиянием коммуникативного задания. С большей легкостью разрушаются словосочетания 3 и 4 типа.
Вдали за рекою погас мерцающий свет. - Мерцающий свет погас вдали за рекою.
II. Порядок слов определяется грамматической структурой предложения. Чаще всего встречается следующий порядок расположения членов предложения:
Большая туча медленно закрывает лучи солнца.
1) Сказуемое следует за подлежащим (туча закрывает);
2) Дополнение следует за главным словом (закрывает лучи);
3) Определение предшествует определяемому слову (большая туча);
Обстоятельство предшествует сказуемому (медленно закрывает).
III. Порядок слов – одно из средств установления связей между словами в предложении. Контактное расположение слов в предложении, как правило, указывает на присловную связь, дистантное (особенно препозиционное) на отношение слова ко всему предложению в целом.
В саду оркестр грянул попурри из русских песен. – Оркестр заиграл в саду.
На выбор порядка слов влияет коммуникативное задание высказывания.
IV. Порядок слов отражает тема-рематическое членение предложений. При нейтральном порядке слов тема располагается в начале предложения, а рема – в конце.
16 апреля в 12-00 в конференц-зале / состоится обсуждение проекта новой линии теплопередачи. - Обсуждение проекта новой линии теплопередачи / состоится 16 апреля в 12-00 в конференц-зале. В первом примере ремой является событие, которое должно состояться, а во втором – место и время проведения мероприятия.
V. Для создания стилистически или эмоционально маркированного высказывания, а также для смыслового выделения отдельных компонентов предложения прибегают к нарушению грамматически правильного порядка слов. Отступление от нейтрального порядка слов называется инверсией.
Он мне подал руку на прощанье. – Руку мне подал на прощанье. Во втором предложении выражается смысл «снизошел до рукопожатия».
Аркадий Павлович говорил мягким и приятным голосом. - Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. Во втором случае коммуникативно значимые определения получают дополнительное выделение.
В словосочетании коммуникативно значимые члены всегда препозитивны, незначимые постпозитивны: этот человек, дай мне, их взял – человек этот, мне дай, взял их.
Наиболее частотные ошибки в выборе порядка слов:
I. Ошибка в результате стремления сохранить словосочетание:
Спруты в 2 -3 раза превосходят знаменитый найденный экземпляр нашим соотечественником. Вы видите прыгнувшего мальчика в воду. Ошибки обусловлены стремлением сохранить словосочетание «определение + определяемое слово», в то время как требуется сохранить контактное расположение причастия и зависимых от него слов.
Маяковский показал пример многим писателям патриотического служения Родине. Ошибка обусловлена стремлением сохранить словосочетание «показать + Д.п. писателям», в то время как более тесно спаянным оказывается словосочетание «пример + Р.п. служения».
II. Ошибка, порожденная небрежностью речи:
В царской России занимались лучшие умы изучением космоса (разорвано «занимались изучением»). Маяковский много совершал поездок за границу (разорвано «много поездок»). Штольц – энергичный человек, который к чему-то стремится новому (разорвано «который стремится»). Подобные ошибки невозможно объяснить ни с точки зрения грамматики, ни с точки зрения коммуникативных интенций автора. Они обусловлены иллюзией того, что в русском языке порядок слов свободный.
Контактное расположение слов, способных создать словосочетание:
В район приехал инструктор по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.
Данный вид ошибки легко распознаваем, так как в результате образуется двусмысленная конструкция. Исправить этот речевой недочет можно, разрушив спонтанно возникшее словосочетание, в данном случае это словосочетание «с вредителями из местных жителей».
Игнорирование коммуникативной функции порядка слов:
1) Неправильное размещение темы. Советские люди проявляли героизм и храбрость на фронтах войны. Выделенное словосочетание является темой высказывания и поэтому должно стоять в начале предложения.
2) Неправильное размещение ремы. Носить революционные прокламации на фабрику/ Ниловна начала,/ надеясь, что это поможет ее сыну Павлу. В позицию ремы попадает словосочетание «на фабрику». Поэтому получается, что раньше Ниловна носила прокламации еще куда-то. В действительности же ремой является словосочетание «революционные прокламации». Именно оно должно стоять в конце синтагмы.
Задание 170. Исправьте ошибки в порядке слов в предложениях. Аргументируйте исправления.
Образец: Купленные билеты на 10 января действительны на 12 января. – в данном контексте сталкиваются две грамматических тенденции: 1) тенденция сохранить словосочетание определяемого с определением (купленные билеты) и 2) тенденция сохранить связь глагола с существительным (купленные на 10 января - управление). Первая тенденция проявляется в речи чаще, этим обусловлена структура анализируемого предложения. Поскольку норма согласования сильнее и действует даже при дистантном расположении слов, в данной конструкции следует сохранить грамматическую норму управления.
Правильный вариант: Билеты, купленные на 10 января, действительны на 12 января.
1. Но для России не только нужны Базаровы, провозглашающие новые идеи, но и действующие. 2. У ребенка эрудиция осталась на уровне детской сказки «Кошкин дом», которой он и названия не помнит. 3. Мы далеко еще не использовали возможностей нового метода. 4. Богданов отказался вместе с другими студентами сдавать экзамен в зимнюю сессию. 5. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации университета. 6. Выделенных рабочих с участков управлением шахты на курсы начальники участков временно задержали. 7. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 8. Кутузов, как показал Лев Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 10. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет. 11. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую республику. 12. Ректор принимает в кабинете людей с их проблемами. 13. Нужно уметь делать не только этот анализ, но и смотреть дальше. 14. Российская сторона внимательно следит за происходящими событиями на Олимпиаде. 15. Одним из самых объективных свидетельств, происходивших в первые дни Крымской войны событий помимо массы официальных документов, зачастую противоречащих друг другу, являются воспоминания наиболее информированного военного чиновника Д.А. Милютина. 16. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показаниям. 17. Большое внимание надо уделять обучению технике работ на уборке работающих студентов и школьников. 18. Предложено закрепить за как можно большим числом студентов двоечников. 19. С 1970 года т. Федоров работал на автомобильном заводе в должности крановщика до 1981 года. 20. Прошу изыскать возможность выделить за счет невыбранного фонда нашим предприятием масло веретенное в количестве 9 тонн. 21. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 22. Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 23. Он много сделал полезного для науки. 24. И вот автор сообщает, с одной стороны, много достоверного, с другой – умножает мифы. 25. Свет несет истинное знание. 26. Продается пианино женщиной, уезжающей в Европу, с резными ножками. 27. Толстой свою программу на год напишет, возвращаясь в Ясную поляну.28. Было ясно, что Роб Рой давно интересовал Вальтера Скотта, который прославился тем же, чем и Робин Гуд. 29. Мы познакомимся со скитающимся народом Моисея по пескам бескрайней пустыни. 30. В процессе выполнения работ с учетом износа станка возникла необходимость в проведении дополнительных работ, однако истец от согласования дополнительных работ письмами от 1.02.2008г. и от 25.07.2008г. отказался. 31. В соответствии с п.п.1,4 ст. 45 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» указанная заявителем саморегулируемая организация арбитражных управляющих некоммерческое партнерство «Южный Урал» представила кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, которой является Ремизов Юрий Викторович.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.