logo
OTVETY_NA_STILISTIKU

Обобщенно-отвлеченный характер

1. В научных текстах широко применяется отвлеченная, абстрактная лексикаравновесиезнаниеатрибуция.

Среди абстрактных существительных много:

– слов, образованных от глаголов: преобразованиеисследование;

– слов среднего рода: свойствоявлениевосприятие (академик В.В. Виноградов утверждал, что формам среднего рода, в отличие от форм мужского и женского рода, свойственно «общее отвлеченное значение вещной предметности»).

2. В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий, а не конкретных предметов. Это касается даже конкретных существительных (обозначающих в языке предметы, которые можно увидеть, потрогать, посчитать): В средней полосе России распространена липа сердцелистнаяБереза хорошо переносит мороз. В подобных случаях форма единственного числа обозначает множество (т.е. происходит контекстуальный переход конкретных существительных в собирательные).

Впрочем, отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частотыдлины,теплотыклиматы.

3. Краткие прилагательные, которые обычно называют временный признак, в научном тексте (как и в официально-деловом) указывают на постоянный признак: Окись меди нерастворима. Краткие причастия также могут использоваться со значением постоянного признака.

4. Глаголы (такие, как идтиследоватьноситьсоставлятьуказыватьв научном тексте используются не в своих основных, конкретных значениях, а во вторичных, переносных, обобщенно-отвлеченных. Ср.: следуйте за мной –отсюда следует выводносить дрова – заключение носит приблизительный характер.

5. Обобщенность достигается за счет использования наречийприлагательных и местоимений, которые обозначаютпостоянное или общее качество, действие, состояниеобычнорегулярновсегдалюбойкаждыйвесьКаждый металл обладает способностью проводить электрический токКаждый современный литературный язык представляет собой систему стилей.

6. Преобладают глаголы и личные местоимения в форме 3 лица, которая позволяет сделать акцент на предмете рассмотрения, а не на личности ученого и т.п.: Особого комментария требует употребление глагола предати.

7. Личное местоимение мы употребляется вместо местоимения я (соответствующую форму получает глагол-сказуемое):Таким образом, мы можем заключить, что… Подобное использование числовых форм также способствует тому, что личность исследователя на первый план не выдвигается.

8. Среди немногочисленных глаголов 70% приходится на глаголы настоящего времени; из них 98% имеетвневременное значениеРтуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре –79°С (всегда переходит).

9. Используются также формы будущего времени с вневременным значением: Запишем условие задачи (типичное действие при решении задач).

10. Глаголы чаще (в 80% случаев) употребляются в формах несовершенного вида, которые являются более абстрактными по сравнению с формами совершенного вида.

11. Используется много возвратных глаголовсчитаетсярассматриваетсяотносится.

12. Пассивные конструкции преобладают над активными.

Сказуемые в таких конструкциях могут быть выражены:

– возвратными глаголами в форме страдательного залога: По окончании опыта отсчитывается остаток кислот;Диссонансное соотношение формы и содержания наблюдается лишь в области пермиссивных значений императивных высказываний;

– страдательными причастиями: Точка удалена от плоскостиСреди источников прецедентных текстов были выявлены названия произведений живописи.

Субъект действия в таких конструкциях, как правило, не называется.

13. Часто употребляются безличные предложения. Сказуемые таких предложений обычно выражены безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении или сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) и инфинитива: В современном русском языке насчитывается около 150 цветоообозначенийНужно заметить, что контекстуальная маркированность символических значений не регулярно присутствует в тексте.

Обобщенно-отвлеченный характер может также придаваться научному тексту за счет использования неопределенно-личных предложенийБром получают подобно хлору.

  1. ЛОГИЧНОСТЬ КАК СВОЙСТВО НАУЧНОГО СТИЛЯ: СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.