Обобщенно-отвлеченный характер
1. В научных текстах широко применяется отвлеченная, абстрактная лексика: равновесие, знание, атрибуция.
Среди абстрактных существительных много:
– слов, образованных от глаголов: преобразование, исследование;
– слов среднего рода: свойство, явление, восприятие (академик В.В. Виноградов утверждал, что формам среднего рода, в отличие от форм мужского и женского рода, свойственно «общее отвлеченное значение вещной предметности»).
2. В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий, а не конкретных предметов. Это касается даже конкретных существительных (обозначающих в языке предметы, которые можно увидеть, потрогать, посчитать): В средней полосе России распространена липа сердцелистная; Береза хорошо переносит мороз. В подобных случаях форма единственного числа обозначает множество (т.е. происходит контекстуальный переход конкретных существительных в собирательные).
Впрочем, отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частоты, длины,теплоты, климаты.
3. Краткие прилагательные, которые обычно называют временный признак, в научном тексте (как и в официально-деловом) указывают на постоянный признак: Окись меди нерастворима. Краткие причастия также могут использоваться со значением постоянного признака.
4. Глаголы (такие, как идти, следовать, носить, составлять, указывать) в научном тексте используются не в своих основных, конкретных значениях, а во вторичных, переносных, обобщенно-отвлеченных. Ср.: следуйте за мной –отсюда следует вывод; носить дрова – заключение носит приблизительный характер.
5. Обобщенность достигается за счет использования наречий, прилагательных и местоимений, которые обозначаютпостоянное или общее качество, действие, состояние: обычно, регулярно, всегда, любой, каждый, весь; Каждый металл обладает способностью проводить электрический ток; Каждый современный литературный язык представляет собой систему стилей.
6. Преобладают глаголы и личные местоимения в форме 3 лица, которая позволяет сделать акцент на предмете рассмотрения, а не на личности ученого и т.п.: Особого комментария требует употребление глагола предати.
7. Личное местоимение мы употребляется вместо местоимения я (соответствующую форму получает глагол-сказуемое):Таким образом, мы можем заключить, что… Подобное использование числовых форм также способствует тому, что личность исследователя на первый план не выдвигается.
8. Среди немногочисленных глаголов 70% приходится на глаголы настоящего времени; из них 98% имеетвневременное значение: Ртуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре –79°С (всегда переходит).
9. Используются также формы будущего времени с вневременным значением: Запишем условие задачи (типичное действие при решении задач).
10. Глаголы чаще (в 80% случаев) употребляются в формах несовершенного вида, которые являются более абстрактными по сравнению с формами совершенного вида.
11. Используется много возвратных глаголов: считается, рассматривается, относится.
12. Пассивные конструкции преобладают над активными.
Сказуемые в таких конструкциях могут быть выражены:
– возвратными глаголами в форме страдательного залога: По окончании опыта отсчитывается остаток кислот;Диссонансное соотношение формы и содержания наблюдается лишь в области пермиссивных значений императивных высказываний;
– страдательными причастиями: Точка удалена от плоскости; Среди источников прецедентных текстов были выявлены названия произведений живописи.
Субъект действия в таких конструкциях, как правило, не называется.
13. Часто употребляются безличные предложения. Сказуемые таких предложений обычно выражены безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении или сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) и инфинитива: В современном русском языке насчитывается около 150 цветоообозначений; Нужно заметить, что контекстуальная маркированность символических значений не регулярно присутствует в тексте.
Обобщенно-отвлеченный характер может также придаваться научному тексту за счет использования неопределенно-личных предложений: Бром получают подобно хлору.
ЛОГИЧНОСТЬ КАК СВОЙСТВО НАУЧНОГО СТИЛЯ: СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных