Логичность
Логичность научного текста обусловлена особенностями научного мышления, а также отсутствием непосредственного контакта с адресатом.
Рассмотрим основные средства создания логичности.
1. Слова знаменательных частей речи, указывающие на причинно-следственные связи, обозначающие переходы от одного аспекта темы к другому и т.п.:
а) причастия, прилагательные, местоимения, подчеркивающие связь предметов, признаков с теми, которые были названы раньше:данный, указанный, соответствующий, названные/обозначенные выше, аналогичный, этот;
б) наречия, которые подчеркивают причинно-следственные связи, помогают связать посылки с выводами: отсюда, тогда, потому,поэтому; Отсюда следует, что фиолетовый свет состоит из более крупных неделимых порций энергии, чем красный свет;
в) глаголы и глагольные сочетания, которые подчеркивают причинно-следственные связи: обусловливать, лежать в основе,объясняться; Отсутствие сочетаемости в данном случае объясняется грамматическими особенностями слов;
г) краткие причастия со значением результативности: Гипотеза была подтверждена экспериментально;
д) конструкции и обороты связи (это наиболее специфичные для научной речи средства создания связности научного текста; их называют семантически ослабленными: новой информации они не передают, но без них научный текст кажется бессвязным, речь – обрывистой): Как было отмечено выше...; Далее остановимся на...; Теперь перейдем к вопросу о том...; Перейдем к рассмотрению...;Еще раз подчеркнем, что...; Можно еще отметить...; Приведем еще один пример; В заключение отметим.
2. Производные союзы и предлоги, которые указывают на логические отношения между частями текста: с помощью, в результате, вцелях, по мере, ввиду того что, в связи с (многие из этих слов используются и в официально-делжовом стиле).
3. Вводные слова, которые обозначают порядок следования частей или причинно-следственные связи: итак, следовательно, таким образом, во-первых, во-вторых.
4. Лексический повтор (помогает сохранить тождество объекта описания; может сопровождаться использованием указательных, притяжательных местоимений): Данный параметр не следует использовать для оценки количества передаваемой информации. Такая оценка требует определения вероятностей принятия гипотез.
5. Словосочетания, которые отличаются значительной цельностью, связностью компонентов, прежде всего словосочетания с родительным падежом: производительность труда, эрозия почвы, вид глагола. Формы родительного падежа в научном стиле употребляется чаще, чем в других стилях (составляют 46% от всех падежных форм в рамках научного дискурса).
6. Нанизывание (цепочки) родительных падежей с объектным значением (длина падежных цепочек должна быть меньше, чем в официально-деловом стиле): Объемы финансирования российских инновационных предприятий представлены в Таблице 1.
7. Прямой порядок слов (одиночное согласованное определение перед определяемым словом; несогласованное определение после определяемого слова; управляемое слово после главного и т.п.).
8. Серии однородных членов предложения (так же, как и в официально-деловом тексте, помогают последовательно представить признаки предметы и т.п.): Средства бизнес-ангелов расходуются преимущественно на создание прототипов изделия, маркетинговые исследования и организацию мелкосерийного производства.
9. Сложноподчиненные предложения (по сравнению со сложными предложениями других типов позволяют более четко указать на смысловые отношения между частями текста).
Сложные предложения встречаются в научном стиле чаще, чем простые (и это отличает его от официально-делового). Характеризуя стиль в целом, следует указать, что в нем распространены сложные предложения с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной).
10. Цепочки придаточных (несколько придаточных предложений подряд, среди которых каждое последующее зависит от предыдущего):Данные признаки свидетельствуют о том, что субъект хозяйствования располагает значительным объемом основных средств, качество которых можно признать высоким, поскольку коэффициент годности объектов основных средств имеет достаточно высокое значение.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, НЕКАТЕГОРИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ИЗЛОЖЕНИЯ КАК СВОЙСТВА НАУЧНОГО СТИЛЯ: СРЕДСТВА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных