Стилистическое использование интонации
Русская речь очень богата в интонационном отношении. Так или иначе интонируя свою речь, мы можем выражать эмоции, придавать высказыванию дополнительные смыслы.
1. На письме интонация может передаваться графическими средствами (прежде всего пунктуационными).
Традиционные средства:
– вопросительный знак;
– восклицательный знак;
– запятая (пауза – менее длительная, чем при использовании тире);
– тире (пауза, большая, чем при использовании запятой);
– точка с запятой (пауза, большая, чем при использовании запятой);
– точка в конце предложения (понижение тона + пауза, большая, чем при использовании знаков препинания внутри предложения);
– многоточие (пауза, обычно с подтекстом);
– дефис:
~ замедленная акцентированная речь при делении слов на слоги (на слоги делят только значимые слова): Его уже не хвалят, не ругают / Не совестят, не учат, не клянут, / Не поднимают и не опускают, / А только пе-ре-из-да-ют);
~ изображение долготы гласного (А-а-а; дли-и-и-нный поезд).
2. Однако все интонационные особенности устной речи с помощью знаков препинания передать нельзя. В художественных текстах это компенсируется использованием интонационного комментария. Он помогает нам лучше понять чувства, мысли, поступки героев. При этом используются слова как в прямых, так и в переносных, образных значениях. Примеры интонационного комментария: едва слышный шепот, вызывающая интонация, скучающая интонация,извилистый голос. С целью интонационного комментария могут использоваться и целые предложения.
3. Интонирование (прежде всего – устного) высказывания связано также с фразовым ударением. Фразовое ударение – это, иначе, логическое ударение. С его помощью в текстах выделяются компоненты, которые несут на себе особую смысловую нагрузку.
ФУНКЦИИ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ.
ФУНКЦИИ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ_10,
Данный раздел посвящен вопросу о том, для чего используются рассмотренные выше фоностилистические приемы (аллитерация, анаграмматический повтор, использование большого количества безударных слогов и др.).
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных