logo
OTVETY_NA_STILISTIKU

Стилистическое использование интонации

Русская речь очень богата в интонационном отношении. Так или иначе интонируя свою речь, мы можем выражать эмоции, придавать высказыванию дополнительные смыслы.

1. На письме интонация может передаваться графическими средствами (прежде всего пунктуационными).

Традиционные средства:

– вопросительный знак;

– восклицательный знак;

– запятая (пауза – менее длительная, чем при использовании тире);

– тире (пауза, большая, чем при использовании запятой);

– точка с запятой (пауза, большая, чем при использовании запятой);

– точка в конце предложения (понижение тона + пауза, большая, чем при использовании знаков препинания внутри предложения);

– многоточие (пауза, обычно с подтекстом);

– дефис:

~ замедленная акцентированная речь при делении слов на слоги (на слоги делят только значимые слова): Его уже не хвалят, не ругают / Не совестят, не учат, не клянут, / Не поднимают и не опускают, / А только пе-ре-из-да-ют);

~ изображение долготы гласного (А-а-адли-и-и-нный поезд).

2. Однако все интонационные особенности устной речи с помощью знаков препинания передать нельзя. В художественных текстах это компенсируется использованием интонационного комментария. Он помогает нам лучше понять чувства, мысли, поступки героев. При этом используются слова как в прямых, так и в переносных, образных значениях. Примеры интонационного комментария: едва слышный шепотвызывающая интонацияскучающая интонация,извилистый голос. С целью интонационного комментария могут использоваться и целые предложения.

3. Интонирование (прежде всего – устного) высказывания связано также с фразовым ударением. Фразовое ударение – это, иначе, логическое ударение. С его помощью в текстах выделяются компоненты, которые несут на себе особую смысловую нагрузку.

  1. ФУНКЦИИ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ.

ФУНКЦИИ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ_10,

Данный раздел посвящен вопросу о том, для чего используются рассмотренные выше фоностилистические приемы (аллитерация, анаграмматический повтор, использование большого количества безударных слогов и др.).