Подстили
Языковые особенности конкретных научных текстов определяются рядом факторов. Среди них следует выделить:
1) цель работы (передать новую информацию, обобщить известную, научить чему-либо);
2) степень подготовленности аудитории к восприятию информации (специалисты – неспециалисты, учащиеся; взрослые – дети);
3) форма речи (устная или письменная);
4) объем информации (большой, средний, малый).
Сочетание этих факторов определяет формирование подстилей научного стиля (а также жанров – внутри подстилей).
В рамках научного стиля выделяется 4 подстиля.
Основу стиля составляет собственно научный подстиль. Он ориентирован на специалистов; в нем широко используются привычные для них термины и обороты. Подстиль связан с очень строгой манерой изложения. Основные жанры подстиля – монография, статья, доклад. Как правило, посредством соответствующих текстов передается новое знание. Однако существует также жанр, связанный с обобщением уже известной информации, – научный обзор.
Научно-учебный подстиль рассчитан на будущих специалистов. Для этого подстиля характерны развернутые определения, уточняющие обороты; в нем широко применяется прием комментирования. Здесь больше, чем в собственно научном подстиле, актуализируются средства создания логичности (они нужны для того, чтобы активизировать внимание читателя, направить его мысль в нужную сторону). Логические средства применяются, в частности, на уровне построения текста: информация излагается последовательно, рассмотрение материала идет от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Научно-деловой подстиль представлен в патентных документах, реферативных изданиях и аннотациях. Для него характерны лаконичное изложение и систематизация информации. Тексты, представляющие этот подстиль, являются вторичными: они создаются в результате переработки других текстов.
Аннотация. Основные требования к любой аннотации – краткость и информативность. В ней не должно быть лишней информации (при этом обязательные элементы содержания – объект описания и адресат), оценочных слов; не должны просматриваться черты авторства (аннотация предельно обезличена, пишется по шаблону). Предложения, составляющие аннотацию, должны быть легкими для восприятия, не затянутыми. Все это нужно для того, чтобы, ознакомившись с аннотацией, человек смог решить, хочет он читать всю работу или нет.
Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам. Нормы построения текстов в рамках этого подстиля наименее жесткие. В научно-популярном подстиле возможно использование средств создания выразительности, в том числе художественных. При этом к авторам научно-популярных текстов существует одно очень важно требование: излагая информацию в простой, доступной форме, необходимо сохранить достоверность.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных