Художественный текст как система
1. Единицы художественного текста очень тесно связаны между собой. И именно вся система (а не отдельные средства) формирует художественный образ, общую тональность произведения. Если изъять из этой системы какой-либо компонент, то, по выражению А.М. Пешковского, произойдет «облысение» образа. Исказить образ может даже удаление одного суффикса; ср.: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о рыбаке и рыбе».
2. В рамках системы художественного текста значимым является взаимодействие не только таких единиц, которые находятся рядом (в контактной позиции), но и таких, которые удалены друг от друга (находятся в дистантной позиции).
3. При создании образов единицы разных уровней поддерживают друг друга, усиливают тот эффект, который каждая из них создает в отдельности. Если писателю нужно изобразить гнетущую атмосферу, ощущение того, что ничего в жизни не изменится, он использует лексику соответствующих тематических групп: комнату назовет мрачной, мебель –потемневшей от старости, утро – серым, пейзаж – печальным, однообразным; печаль – бесконечной, тоску – давящей. Однако у него не получится создать цельный, непротиворечивый образ исключительно посредством лексических единиц. Эти единицы должны получить соответствующие морфологические формы (например, глаголы, скорее всего, будут иметь форму несовершенного вида, потому что он указывает на длительное действие, действие, не имеющее предела); они (лексические единицы) должны быть помещены в такие синтаксические конструкции, которые придадут речи тягучесть, монотонность (для этого, например, подойдут распространенные предложения, осложненные довольно длинными рядами однородных членов предложения, обособленными определениям, выраженными причастиями с зависимыми словами) и т.п.
Впрочем, в конкретных текстах единицы разных уровней языка в эстетическом отношении (в плане создания образов) являются неодинаково значимыми. Наиболее важными могут оказаться один или два уровня (например, фонетический и лексический, лексический и синтаксический) или даже группа единиц иного уровня (например, антонимы), конкретная языковая единица (например, конкретное слово). Это явление обозначается термином «эстетическая доминанта».
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных