3. Изобразительно-выразительная функция
Слова / сочетания слов, используемые в изобразительно-выразительной функции, в отличие от ономатопей (звукоподражательных слов), не имитируют звуки, характерные для каких-то явлений, а формируют представления об иных объективных признаках этих явлений (скорость, протяженность, объем и др.). Так, при помощи фонетических средств можно изобразить движение ветра (спокойного/порывистого и др.):
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы, /
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
В приведенном четверостишии тему движения, ветра (и, по утверждению некоторых исследователей, связанную с ней тему воли) актуализирует повтор звуков [в] и [л], [л’].
В изобразительно-выразительной функции используются не только звуки, но и другие фонетические единицы. Так, энергичные движения, душевные метания и т.п. можно изобразить, используя подряд короткие слова, то есть такую речевую цепочку, в которой много ударных слогов: Так бей же по жилам, кидайся в края, бездомная молодость, ярость моя.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных