Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
Некоторые единицы морфемного и словообразовательного уровней (особенно вне контекста) можно обозначить лишь как экспрессивные или неэкспрессивные. Например, имена прилагательные, образованные путем удвоения слова (особенно с добавлением префикса ко второй части), обладают эмоционально-экспрессивной окраской: яркий-яркий, глупый-наглупый; белый-пребелый.
У других единиц можно более точно определить тип стилистической окраски: повышенная / сниженная; неодобрительная, шутливая, высокая, ласкательная и т.д.
Примеры морфем с высокой окраской:
нис – нисходить;
вос – воспевать.
Пример морфемы с шутливой окраской:
энциj – старушенция.
Примеры морфем с пренебрежительной / неодобрительной окраской:
ож – скулеж;
ляв – вертлявый;
ыг – прощелыга, забулдыга;
ан – политикан.
Очень выразительными являются размерно-оценочные аффиксы (уменьшительные и увеличительные).
Примеры увеличительных аффиксов:
ин – домина;
ищ – домище;
аст – губастый;
раз/рас – развеселый.
Примеры уменьшительных аффиксов (с уменьшительно-ласкательной / уменьшительно-пренебрежительной окраской):
ик – домик;
ишк – домишко;
ушк – заюшка;
онк – ножонка;
очк – улочка;
эньк – дороженька;
оньк – светлехонький;
ок – голосок;
ец – морозец;
иц – платьице;
ц – ленца.
Обратите внимание: если слова с такими (уменьшительными) аффиксами часто употребляются, они могут терять уменьшительно-ласкательную окраску, сохраняя при этом разговорный оттенок. Пример: Водички налей.
Наибольшее количество экспрессивных оттенков наблюдается у суффиксов со значением лица: мамочка, маменька, мамушка,мамуля, мамулька, мамулечка, мамка, мамаша, мамашка,маманя, маманька.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных