Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
У носителей языка (в том числе у профессиональных лингвистов) нет привычки в процессе речи дробить слова на морфемы, определять способы образования слов, модели и.т.п. Стилистическую окраску, закрепленную за морфемой, способом образования слов, словообразовательной моделью, обычно переносят на слово и говорят о стилистической окраске лексемы (домик (разг.) ← дом (общеуп.) + -ик- (разг.); синий-синий(эмоц.-экспр.) ← синий (неэмоц.) + синий (неэмоц.) = эмоционально-экспрессивная модель. В ряде случаев это абсолютно оправданно и при профессиональном подходе к лингвистическому анализу текста.
Когда же мы обращаем внимание на единицы морфемного и словообразовательного уровней и должны именно их рассматривать при анализе текста?
1. Когда в тексте наблюдается повтор:
– морфемы (одна и та же морфема присоединяется к разным основам);
– основы (к одной основе присоединяются разные морфемы);
– способа образования слов;
– модели;
– значения морфемы и т.п.
Иногда для создания выразительности достаточно сходства, а не абсолютного тождества языковых единиц.
2. Когда мы имеем дело с окказиональным словообразованием.
Пример. В названии стихотворения Маяковского «Шумики,шумы, шумищи» можно увидеть повтор:
– основы (здесь она равна морфеме – дом), к которой присоединяются разные морфемы;
– словообразовательных морфем одной группы: суффиксы имеют общность в значении (размерные -ик-, -ищ-);
– грамматических морфем одной группы: флексии имеют общность в значении (значение множественного числа -ы, -и);
– способа образования двух слов (суффиксальный): шумики,шумищи.
Кроме того, стилистически значимым здесь будет сходство (но не тождество):
– морфемной структуры слов: корень + (суффикс) + флексия;
– словообразовательных моделей (шумики, шумищи – существительные, образованные от существительного (непроизводного) суффиксальным способом, причем с помощью размерно-оценочных суффиксов).
Наконец, два слова из трех (шумики, шумищи) являются окказиональными.
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных