Стандартизированность
Использование шаблонов, штампов в научном стиле определяется стандартизированностью процесса научного познания, а также влиянием со стороны официально-делового стиля (для которого применение шаблонов является одним из характерных признаков). Следует, однако, помнить, что стандартизированность в научном стиле выражена не так ярко, как в официально-деловом.
1. Используются речевые штампы: внес бесспорный вклад, во многом определяет.
Среди речевых штампов особо выделим:
– перифрастические обороты / сочетания (сочетания глаголов и существительных, которые используются вместо одиночных глаголов; от аналогичных оборотов официально-делового стиля отличаются лексическим наполнением): вызывает интерес;
– конструкции и обороты связи, которые отмечались при рассмотрении логичности: Перейдем к вопросу о...; Как было отмечено выше... и т.п.
2. Существуют шаблоны для построения отдельных фрагментов текстов, например дефиниций, т.е. определений. Определение называют одним из основных компонентов композиции научного текста, особенно учебного или научно-популярного.
Существует несколько моделей построения дефиниций. Рассмотрим самые распространенные из них.
2.1. Сущ.и.п. / словосочетание с существительным + это / есть / это есть + сущ. и.п.: Лингвистика – это наука о языке. Часто сказуемые в таких определениях распространяется причастными оборотами или определительными придаточными: Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение.
2.2. Сущ. тв.п. + называется /является + сущ. и.п. /словосочетание с существительным: Текстом словесного произведения называется материал речи, обработанный орудиями речи в соответствии с замыслом словесного произведения.
2.3. Сущ.и.п. + причастный оборот / придаточное определительное (с союзным словом который) + сущ. тв.п.: Углеводы, которые не присоединяют водород и другие элементы, называются предельными углеводородами.
3. Многие тексты строятся по определенной модели, по шаблону (курсовые и дипломные работы, авторефераты диссертаций, словарные статьи, аннотации и др.).
Например, большинство курсовых работ имеет следующую структуру.
1. Введение: – актуальность работы; – цель и задачи работы; – общая характеристика материала исследования; – методы исследования. 2. Основная часть: – теоретический блок; – исследовательский блок. 3. Заключение. 4. Список использованной литературы. 5. Приложения (могут отсутствовать).
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных