§ 1. Четыре уровня внешней по отношению к слову системности лексики
Попытки структурировать все то, что стоит за понятием НЯКМ, было бы неверно начинать сразу же с проблемы традиционной систематизации лексики. Этому, на наш взгляд, должно предшествовать введение в обиход категорий более высокого уровня абстракции, чем те, которые обычно используются при рассуждениях о лексике, степени и характере ее системности и единицах той или иной лексической системы. Вспомним сформулированное нами ранее определение НЯКМ как запечатленного в лексике соответствующего языка видения всего сущего и несколько распространим данное определение, уточнив, что видение = чувственное восприятие + логическое осмысление + оценивание (на двух уровнях), а все сущее = объективный материальный мир + все привносимое в него человеческим сознанием (субъективные оценки /эмоциональные и ценностные/ и мифические категории).
Говоря о языке, творящем мир, Л. Вайсгербер имел в виду именно несовпадение совокупности объектов, реально существующих в мире, и совокупности объектов, которыми оперирует сознание человека, владеющего языком. С одной стороны, множество реально существующих объектов остаются непоименованными языком в силу их непознанности или в силу непризнания их заслуживающими номинации и тем самым как бы не существующими для носителя данного языкового сознания, а с другой стороны, языковое сознание порождает массу концептуальных артефактов, в силу чего «...сознание социализированного человека благодаря языку содержит огромное количество информационных единиц, для которых в окружающем мире нет соответствующих объектов, но без которых сам этот мир становится непроницаемым для человеческого разума. Так, в окружающем мире нет объектов, называемых словами вера и неверие, возвышенное и низкое, прекрасное и безобразное, добро и зло, дух, свобода и т. д. и т. п. Ментальные сущности, именуемые приведенными и множеством
283
подобных слов, устраняют эмпирическую ограниченность мира, являют глубь, ширь и высь образующих его вещей, устанавливают связи, усмотренные «софийным человеком» за тысячелетия намеренного и праздного умствования. Они (эти сущности) преобразуют окружающий мир, сообщая ему трансцендентное измерение. Совершенно ясно, что мир, населенный такими сущностями (наряду с чувственно воспринимаемыми вещами),— это качественно другой мир по сравнению с дочеловеческим (или внечеловеческим) окружающим миром. Именно этот другой мир является единственной реальностью для социализированного человека» (Морковкин, Морковкина, 1997, с. 50—51).
Вторую составляющую всего сущего, т. е. то, что является артефактом коллективного сознания, можно определять как мир субъективных категорий, противопоставляемых миру объективно существующих реалий. В сознании носителей языка имена категорий обоих типов не противопоставляются друг другу, объективные реалии и артефакты сознания тесно переплетены между собой и образуют единый образ мира. Зачем же тогда нужно разграничивать реалии и привнесенное сознанием? Прежде всего для того, чтобы прогнозировать области максимальных расхождений при соприкосновении разных культур и при их сопоставлении. Очевидно, что расхождения в языковой интерпретации реалий объективного мира будут не столь велики, как расхождения в области субъективных оценок и в области категорий мифических. О последних следует сказать особо, поскольку и о специфике отражения в лексике объективных реалий внешнего мира (вспомним выделение слов типа Al, типа А2 и типа Б), и о результатах работы каждого из компонентов обыденного сознания по интерпретации мира (категоризация фрагментов ПВК, лек-сикализация эмоциональных и ценностных оценок и суждений) мы уже говорили достаточно подробно.
Общепринятой теории мифа до сих пор нет, хотя существует достаточное число философий мифа, расходящихся в понимании его сущности. При всей разноплановости представлений о мифе, изложенных в работах Дж. Вико, Д. Юма, К.-Г. Юнга, Э. Тейлора, Г. Спенсера, Дж. Фрезера, Л. Леви-Брюля, 3. Фрейда, Б. Малиновского, К. Леви-Строса, можно сформулировать самые общие определения сущности мифов, которые вполне достаточны в контексте данной работы. Мифологические категории каждого языка являются плодом работы логико-понятийного компонента этнического языкового сознания на том историческом этапе развития народа, когда отсутствовало сознание научное. На этом этапе роль научного сознания выполнялась логико-понятийным компонентом обыденного сознания, которое, достигнув возможного на том этапе предела в объяснении окружающего мира,
284
стремилось компенсировать реальные знания о мире, «достраивая» его с помощью доступных ему наивных представлений. Пытаясь отразить закономерности природы, сознание древнего человека испытывало дефицит абстрактных понятий и вынуждено было персонифицировать силы природы, выражая общее, универсальное через конкретное. Неразвитость абстрактного мышления компенсировалась мышлением образно-чувственным, а логический анализ с использованием необходимых для этого отвлеченных понятий заменялся метафорическим отождествлением непонятных природных феноменов с конкретными образами реально существующих или вымышленных существ. Персонификация природных феноменов, лежащая в основе мифологии, каждым этносом осуществлялась в самобытных формах, поэтому любая национальная мифология является не только реликтом донаучных попыток интерпретации многообразия и сложности внешнего мира, но и формой и средством выражения творческих потенций этноса. С появлением научных знаний о мире, мифология перестала выполнять функции объяснения существующего миропорядка и перешла в разряд неотъемлемых компонентов любой национальной культуры как культурно-исторический феномен. Однако существенная часть лексики, обслуживающей построение мифологических образов и сюжетов, осталась в обиходном языке.
Мы считаем, что применительно к понятию НЯКМ к разряду мифических категорий можно относить не только лексические реликты собственно мифологии, но и перекочевавшие в обиходный язык фольклорные, сказочные и литературные образы, которые, строго говоря, не относятся непосредственно к мифологии в узком смысле слова, но по сути имеют тот же онтологический статус в национальном языке: служат персонифицированными символами явлений, качеств, типажей и т. п. Таким образом, под категориями мифическими мы будем подразумевать собственно мифологические концепты плюс используемые языком концепты из фольклорных и литературных источников. Мифические категории составляют неотъемлемую часть когнитивной базы любого народа и, соответственно, являются полноправными «кирпичиками» огромной мозаики, именуемой НЯКМ. Зона имен мифических категорий практически в полном объеме относится к безэквивалентной лексике, которая не подлежит переводу, но может осваиваться исключительно параллельно со знакомством с самими мифологическими, фольклорными или литературными источниками, давшими им «путевку в жизнь» живого языка народа. Далеко не все так называемые прецедентные феномены фольклора или литературы удостаиваются чести войти в повседневный язык; востребованность языком имени какого-либо никогда не существовавше-
285
го предмета или человека можно считать своеобразным «знаком качества» концепта. Семантизация такого рода концептов дает прекрасную возможность не ограничиться ссылками на конкретный источник, давший жизнь расхожему образу, а проследить глубинные мотивы выбора коллективным сознанием из массы других прецедентных феноменов именно этого. Как правило, поиски причин такого выбора почти неизбежно приводят к одной из доминант национального характера, а это уже не простое знакомство со значением лексической единицы чужого языка, а небольшой шажок в «дом бытия духа народа». Например, иностранец, услышав в русской речи выражения золотая рыбка, скатерть-самобранка, по-щучьему велению, Иванушка-дурачок, обломовщина, маниловщина и т. п., может не ограничиться ссылками на источники их появления и, более того, не удовлетвориться даже раскрытием их истинного смысла, а задаться вопросом: «Не стоит ли за столь милыми русскому сердцу золотыми рыбками и щуками, выполняющими любые желания, скатертями-самобранками, удовлетворяющими взыскательные гастрономические запросы героя, иванушками-дурачками, не отличающимися особым трудолюбием, но тем не менее всегда оказывающимися в выигрыше,— не стоит ли за всем этим какой-либо национальной черты характера? Например, привычки больше полагаться на чудо, чем на собственные силы, желания получить максимум при минимальных усилиях со своей стороны, убежденности в том, «что трудом праведным не наживешь палат каменных», излишней созерцательности и мечтательности?» Если он не только задастся таким вопросом, но и найдет на него ответ, то такую интеллектуальную деятельность иностранца вполне можно считать соответствующей статусу знакомства с русской лексикой как с «кирпичиками» «дома бытия» духа русского народа, как с элементами НЯКМ.
Таким образом, первый этап презентации национальной лексики в качестве НЯКМ предполагает разделение всего лексического массива на две большие области (зоны, сектора) в зависимости от характера соотнесенности стоящих за словом понятий с реалиями объективного мира: первую область составят имена реальных объектов окружающего мира, вторую область — имена концептов, являющихся артефактами коллективного языкового сознания. В свою очередь область концептуальных артефактов подразделяется на зону абстрактно-логических понятий, зону субъективных оценочно-ценностных категорий и зону мифических категорий. Нам неизвестны работы, в которых бы содержалась информация о процентном соотношении каждого из типов лексики, равно как и о степени постоянства такого соотношения в разных языках:
286
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАССИВ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
ИМЕНА РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
АБСТРАКТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ МИФИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Дальнейшее структурирование НЯКМ уже непосредственно связано с глобальной проблемой системности лексики, выявления характера этой системности, определения единиц системы и тому подобными вопросами. Практически каждое исследование, посвященное описанию какого бы то ни было фрагмента лексики, содержит констатацию факта ее системности и утверждения о необходимости описывать лексику именно как систему. Часто подобные (совершенно справедливые) утверждения являются общим местом в работе и не сопровождаются дополнительными комментариями, которые, в общем-то, необходимы хотя бы потому, что категорические утверждения о системности лексики встречают со стороны некоторых исследователей определенные возражения. Объясняется это тем, что лексика любого языка состоит из огромного числа элементов, связанных самыми разнообразными отношениями. Многочисленность лексических единиц, их неоднородность и неоднородность существующих между ними связей, наличие нерегулярных, асистемных явлений (значительно большее, чем в других языковых системах) делают труднообозримой всю лексическую систему в целом. Сам факт представления совокупности национальной лексики в виде НЯКМ не означает автоматического признания лексики системой, ведь «картинообразующая» функция означает интеграцию отдельных элементов в единое целое, единую «картину», но не гарантирует самого наличия однородных взаимообусловленных элементов и их структурированности, что и является признаком системности. Образно выражаясь, «картина» вполне может оказаться выполненной в духе абстрактной живописи. В действительности ЯКМ всех национальных языков, конечно же, сравнимы не с абстрактной живописью, а с самым что ни на есть классическим реализмом. Вопрос о системности лексики можно считать риторическим, другое дело, что лексическая системность может
287
считаться противоречивой, непоследовательной и т. п. Вот лишь два примера подобных суждений: «... Язык — весьма сложная система, в которой не только все «системно», но в которой нередко наблюдаются противоположные тенденции, постоянно осложняющие эту же систему» (Будагов, 1976, с. 78). «Наши языки — это системы, которые по существу своему удивительно асистемны. Как можно не понимать этого двойственного характера языка? Человеческий язык одновременно и система и антисистема» (М. Wandruszka, 1970 /цит. по: Будагов, 1976, с. 78/). Мысль об отсутствии в лексике системности как таковой, была высказана, например, В. М. Жирмунским, утверждавшим, что в лексике отсутствует какая-либо системность, кроме той, которая обусловлена отношениями и связями между самими называемыми предметами и явлениями действительности (см. Сб.: О соотношении синхронного анализа и исторического изучения языков.—М., 1960, с. 70). В обобщенном виде аргументы против признания системного характера лексики можно сформулировать следующим образом:
-
Системность лексики — простое отношение системных связей и отношений действительности; в силу своей внелингвистической при роды эта системность не может быть предметом лингвистического описания.
-
Словарный состав подвижен, практически безграничен и в силу этого не поддается систематизации.
-
Многозначность, порождаемая семантическим варьированием слов, создает множественность связей. Эти связи накладываются друг на друга, пересекаются, что создает трудности для элементарной груп пировки лексических единиц.
-
В лексике очень много периферийных, окказиональных явлений, исключений.
Все перечисленные обстоятельства, бесспорно, затрудняют задачу систематизации лексики, но не являются основанием для отрицания ее системности, «... ведь в противном случае мы не смогли бы сравнительно легко выбирать нужные слова и, сопоставляя их друг с другом, употреблять в речи или воспринимать их смысл» (Новиков, 1982, с. 61). Лексика отличается от других языковых систем (фонетической, грамматической) гораздо большей сложностью, гибкостью и подвижностью, но тоже является системой; «логическим следствием противоположного взгляда было бы утверждение, что лексика находится как бы «вне языка» (Шмелев, 1977, с. 183), «ибо трудно себе представить систему, одни части которой были бы системны, а другие— бессистемны» (Кузнецова, 1982, с. 10).
Процесс становления понятия системности лексики в зарубежном языкознании достаточно хорошо описан (например: Кузнецова,
288
1963; Щур, 1974; Уфимцева, 1961; Гухман, 1961 и др.), поэтому мы ограничимся простым перечислением трактовок данного понятия:
-
Совокупность понятийных полей, которым в языке соответству ют языковые поля, где каждое слово покрывает соответствующее понятие (Трир, Вайсгербер и др.). «Фактическим содержанием... работ представителей данного направления являются поиски своеобразного понятийного абсолюта, загадочно проглядывающего в семантических структурах разных языков...» (Звегинцев, 1957, с. 268).
-
Совокупность лексико-грамматических групп слов (Ипсен).
-
Совокупность лексико-синтаксических групп слов (Иоллес, Рой- нинг, Оскар, Духачек и др.).
В отечественном языкознании в соответствии с традициями дореволюционной русистики центральное место в лексико-семантичес-кой системе занимает слово. Принципиально важно, что для отечественного языкознания характерно целостное понимание лексической системы, учитывающее и развивающее два аспекта системы: внутренний (по отношению к центральной единице системы — слову) и внешний. Основы именно такого целостного понимания лексической системы заложены в работах Л. В. Щербы. В ряде его статей и особенно в предисловии к Русско-французскому словарю «...намечен тот «внутренний» аспект системы, который позднее получит название «семантической структуры слова» (Караулов, 1976, с. 10). Им же развиваются и идеи внешних системных свойств слова и отражение их в различных типах словарей (см.: Щерба, 1958). Дальнейшее изучение лексической системы представляло собой углубление исследований по каждому из этих двух направлений. Усилиями В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, Р. А. Будагова «...сформулированы закономерности системной связи значений и их взаимоотношения в слове, разработано понятие лексико-семантического варианта слова, определена роль контекста в разграничении значений и употреблений слова...» (Караулов, 1976, с. 10). Можно сказать, что к концу 50-х гг. складываются контуры целостной модели лексико-семантической системы, включающей как внутренний, так и внешний по отношению к слову аспекты. Книга О. С. Ахмановой (Ахманова, 1957) представляет собой обобщение идей отечественной и мировой лексикологии этого периода и отражает именно такое понимание системы, о котором было сказано выше. В результате дальнейшего углубления и развития обоих направлений понятия лексической системы в работах Ю. Д. Апресяна, Д. Н. Шмелева, А. А. Уфимцевой, П. Н. Денисова и др. сложилось общепринятое для отечественного языкознания понимание лексико-семантической системы: «К лексико-семантической системе относится вся область смысловых отношений лексических
19-
единиц, своеобразия типов их группировок и характер взаимодействия их друг с другом (лексическая парадигматика) и с элементами других подсистем языка, условия и формы языкового выражения результатов семантического варьирования словесных знаков (лексическая синтагматика) и т. п.
Уже само название «лексико-семантическая» указывает на двустороннюю природу системы: с одной стороны, отграничивается в пределах семантического уровня лексическая семантика от грамматической, с другой стороны, при помощи этой системы происходит дальнейшее членение семантики слова как элемента словаря на самые мелкие двусторонние единицы — лексико-семантические варианты слова» (Общее языкознание. Внутренняя структура языка.— М., 1972, с. 417).
Важной особенностью лексико-семантической системы языка является неоднородность ее компонентов. Слово — основная единица системы, на основе которой идентифицируются все другие единицы. Предельно малой единицей системы, служащей для раскрытия внутрисловной системности, является лексико-семантический вариант слова (ЛСВ), при анализе же внешних по отношению к слову системных связей в качестве единицы макросистемы используется группа слов. Группа слов является одновременно и самой крупной единицей лексической макросистемы, и микросистемой, состоящей из единиц более низкого уровня (слов или ЛСВ многозначных слов). Именно группы слов, как макроединицы лексической системы языка, представляют наибольшую трудность при попытках выявить единую всеобъемлющую иерархию национального лексикона, заставляя многих ученых отказаться от этой идеи и считать, что «отсутствует единая структура, всеобъемлющая иерархия словарного состава, но универсальным остается принцип взаимодействия, взаимосвязи отдельных частей и элементов словаря» (Сорокин, 1965, с. 35).
Классификация лексического массива языка предполагает установление номенклатуры типов объединений слов, но именно на этом этапе исследователь испытывает определенные затруднения. Выделение групп слов, представляющих микросистему (и одновременно макроединицу всей лексической системы), производится разными авторами на разных основаниях, с использованием различных подходов и методов. Почему так происходит? Можно ли установить единый тип лексической микросистемы, которую можно было бы считать универсальной макроединицей лексической системы? Во-первых, большую сложность и неудобство создает разнобой в используемой авторами терминологии, обозначающей различные виды микросистем. Одни и те же по характеру объединения группы слов получают у авторов названия групп, рядов, серий, микроструктур, полей. Например, Г. С. Щур
290
(Щур, 1974) приводит около ста различных терминов, содержащих слово «поле». Такое положение объясняется как различиями в понимании сущности именуемых явлений, так и недостаточной изученностью самого объекта. Во-вторых (и это является основной причиной), унифицировать лексические микросистемы невозможно в силу характера самого объекта классификации: объем и многомерность любого национального лексикона лишают смысла попытки найти некий единый характер связей между словами, который охватывал бы его (лексикон) целиком. Лексика теснейшим образом связана с материальным миром, который буквально пронизан огромным количеством самых разнородных связей и отношений, существующих между его объектами, и уже в силу этого «обречена» на многомерность и разноуровне-вость. Подобно тому, как человека можно рассматривать в качестве гражданина определенной страны, представителя определенной расы или национальности, члена какой-либо организации, представите.1:п профессии и т. п., так и слово может принадлежать разным микросистемам, что говорит, конечно же, не о некорректности выделения той или иной микросистемы в качестве макроединицы, а о многообразии и неоднородности смысловых отношений, пронизывающих весь словарный состав языка. «Например, погоду, в частности атмосферные осадки, можно трактовать и предметно-тематически (снежинка, дождинка, градинка), и ситуативно-коммуникативно (идет дождь, снег, град), и лексико-семантически (дождь идет, моросит, хлещет; дождь, ливень, изморось), и разными другими способами. В этом многообразии подходов видится многослойность классификационных связей лексических единиц друг с другом» (Денисов, 1988, с. 21).
Таким образом, лексико-семантическая система состоит из микросистем, выделяемых по различным критериям и характеризующихся различным характером связей слов внутри микросистем, различной внутренней организацией. Один и тот же массив лексики можно представить как совокупность различных микросистем, что отнюдь не означает, что в одном случае описание проведено более корректно, чем в другом. Выбор макроединицы (т. е. микросистемы) для систематизации определенного фрагмента словаря должен диктоваться двумя факторами: характером связей, реально существующих между лексическими единицами, составляющими данный фрагмент, и практическими целями, которые исследователь ставит перед собой в процессе систематизации определенных групп слов (подготовка разного рода словарей, презентация лексики в учебном процессе для различного контингента учащихся, сугубо теоретические изыскания). Выбор любой микросистемы можно считать корректным, если для данного фрагмента лексики характерны реализуемые в выбранной микросистеме связи
291
10*
и отношения и если такая группировка словарного материала позволяет решить поставленные практические задачи.
Д. Н. Шмелев справедливо утверждает, что «...нет оснований считать, что все участки лексики в равной степени «системно» организованы. Напротив, при ближайшем рассмотрении различных групп слов нетрудно заметить, что слова внутри этих групп по-разному связаны и взаимодействуют друг с другом» (Шмелев, 1977, с. 183). В качестве подтверждения этой мысли он ссылается на выделяемые В. А. Звегинцевым различные виды объединений слов: 1) слова, связанные родо-видовыми отношениями, где обязательно есть слово с обобщающим значением, и слова, представляющие «частные подразделения» более общих понятий; 2) слова, связанные отношениями синонимии, с подразделением на группы слов с обобщающим словом-доминантой и без такового; 3) слова, связанные «иными принципами определения общего значения» (обозначения родственных отношений, названия частей тела и т.д.) (См.: Звегинцев, 1957, с. 269).
Различная степень системности лексики, различный характер отношений между словами и неодинаковая «связанность» слов с объектами материального мира отмечаются всеми исследователями, но интерпретироваться могут по-разному. Например, часто в системности отказывают объединениям слов на предметно-тематической основе, ссылаясь на «нелингвистичность» принципа выделения таких групп, «...однако вряд ли было бы целесообразно заранее отказаться на этом основании от лингвистического анализа соответствующих объединений слов, от попыток найти в них общие семантические элементы» (Шмелев, 1973, с. 13). Неприятие искусственного противопоставления тематических групп лексики лексико-семантическим группам опирается на представление о лексическом значении как диалектическом единстве языкового и внеязыкового содержания. «На основании наблюдений за некоторыми тематическими группами существительных, в том числе и конкретной лексики, можно утверждать, что эти тематические группы представляют собой лексические микросистемы. Системность их выражается не только в их непосредственной парадигматической связи и взаимообусловленности членов парадигматического ряда (связь эта может быть очень слабо выраженной), но прежде всего и в координированности семантической деривации и одинаковости образования лексико-семантических вариантов слов» (Прохорова, 1979, с. 161—162).
В настоящее время большинство лексикологов согласно с тем, что «...лексико-семантические группы можно считать основным видом микросистемы лексико-семантической системы» (Уфимцева, 1968, с. 263), поскольку «ЛСГ объединяет все существенные аспекты сис-
292
темных связей между словами с учетом синонимии, антонимии, многозначности не как изолированных явлений, а в их реальной взаимооп-ределяемости» (Слесарева, 1980, с. 53).
Учитывая сказанное ранее о пестроте, перекрещиваемое™ и неунифицированности терминологии в этой области и расхождения в самом понимании принципов вычленения разных микросистем, представляется целесообразным привести определение ЛСГ, исходя из которого мы в дальнейшем будем использовать этот термин. Такое определение должно содержать указание как на формальную, так и на смысловую близость слов, объединяемых в ЛСГ. Приведем два примера определений, кажущихся нам удачными: «ЛСГ понимается как языковая и психологическая реальность, принципиально вычленимое объединение слов, члены которого имеют одинаковый грамматический статус и характеризуются однородностью смысловых отношений... — отношений синонимии, гипонимии, гиперонимии..., частичного смыслового пересечения» (Слесарева, 1980, с. 49). И другое определение: ЛСГ «...объединяют в себе слова одной части речи, в которых помимо общих грамматических сем имеется как минимум еще одна общая сема — категориально-лексическая (архисема, классема)» (Кузнецова, 1982, с. 74).
Практика показывает, что тип микросистемы в значительной степени обусловливается самим характером описываемого фрагмента лексического состава языка: ЛСГ обычно выбирается исследователем в качестве микросистемы при описании абстрактной лексики, где внеязыковая предопределенность отношений между словами минимальна, в то время как конкретная лексика группируется, как правило, по тематическим группам, формируемым на экстралингвистической основе, но не лишенным, как было отмечено, собственно языковых системных отношений. Характер отношений между словами, относящимися к разряду конкретной лексики, различен, в связи с чем решающим фактором при выборе типа микросистемы должен являться характер связей между словами, а не факт отнесенности к разряду абстрактной или конкретной лексики. В этом вопросе мы придерживаемся точки зрения Ю. Н. Караулова о различии тематических (денотативных, «предметных») групп имен и групп слов с десигнатив-ной (понятийной) направленностью (см.: Караулов, 1976, с. 132—134). Существенное различие между этими группами состоит в том, что имена денотативных групп реализуют отношения части и целого, представляя собой перечисление частей целого, обозначаемого суперординатой, а имена групп второго типа находятся по отношению к суперординате в родо-видовой зависимости, т. е. находятся в отношениях гипонимии. С этой точки зрения обширные группы конкретной
293
лексики, являющиеся по своему характеру таксономиями (названия птиц, животных, насекомых, растений), вполне можно рассматривать именно в качестве ЛСГ.
Тот факт, что описание лексического массива по ЛСГ можно считать наиболее распространенным на современном этапе, отнюдь не означает, что другие типы лексических микросистем не имеют права обладания статусом макроединиц лексико-семантической системы. Они успешно используются при решении теоретических и практических задач, так или иначе связанных со структурированием лексики. Например, практика составления идеографических словарей опирается на более крупные (по сравнению с ЛСГ) микросистемы — понятийные и семантические поля, а создатели учебных пособий для иностранцев и словарей-разговорников используют не только объединения слов по типу ЛСГ, но и тематические группы, синонимические ряды, антонимические пары и словообразовательные гнезда. П. Н. Денисов выделяет десять типов «пучков слов», которые обеспечивают системность лексики: «1) семантическое поле, 2) лексико-семантическая группа, 3) тематическая группа, 4) ситуативная группа, 5) коммуникативная группа, 6) родо-видовая группа (рубрика тезауруса), 7) синонимический ряд, 8) антонимическая пара, 9) словообразовательное гнездо, 10) эпидигматичес-кая группа (совокупность всех значений, или ЛСВ одного многозначного слова)» (Денисов, 1980, с. 119). Возможно использование и других типов структур, организующих семантическое пространство языка, например, Ч. Филлмор для этой цели предлагает использовать в качестве макроединиц лексические парадигмы, циклы, цепочки, партономии, таксономии, семантические сети и фреймы (см.: Филлмор, 1983, с. 23—60). Релевантным признаком любой микросистемы является наличие определенных семантических связей и отношений между ее элементами. В приведенных выше «пучках слов» эти связи и отношения различны и достаточно многообразны. В большинстве же случаев исследователи довольствуются выделением синонимических и (или) антонимических отношений как основных показателей системности, полагая, что эти два типа отношений являются теми основными семантическими координатами, которые организуют в парадигматическом пространстве лексические единицы. Думается, что понятие системности не следует сводить к наиболее продуктивным типам отношений. Более целесообразной представляется такая организация семантического пространства языка, которая бы учитывала даже самые непродуктивные типы отношений в любом из типов микросистем. Многообразию отражаемого в языке объективного мира должно соответствовать никак не меньшее многообразие форм организации «кирпичиков», из которых складывается языковая модель мира.
294
После того, как определен инвентарь «кирпичиков», из которых строится «дом бытия» духа народа, т. е. когда все «portions of space-time» (по терминологии Б. Рассела) («мельчайшие фрагменты пространства-времени»), получившие статус концептов языка, распределены по тем или иным лексическим группам в соответствии с характером существующих между ними отношений, встает вопрос о логической организации выделенных групп слов. Каким образом в действительности группируется лексика в человеческом сознании, науке пока что не известно, и ученые, занимающиеся проблемами мозга человека, этого не скрывают, но тот факт, что она структурирована, сомнений не вызывает, поскольку ничем иным нельзя объяснить то, с какой скоростью человек извлекает из своей памяти нужные в определенной ситуации слова, дифференцируя его в доли секунды от тысяч других именованных информем. Попытки объединить между собой логическими связями все множество «пучков слов» выливаются в конечном итоге в построение той или иной идеографической классификации, национальной лексики, являющейся по своей сути гипотетической экспликацией того, каким образом в «свернутом» виде хранится в сознании вся лексическая семантика. Любая из идеографических классификаций, предлагаемых идеографическими словарями, является своего рода гипотезой, отражающей субъективное видение проблемы составителями этих словарей. Объективных критериев оценки того, насколько удачно то или иное видение глобальной взаимосвязанности лексических микросистем, видимо, нет. Несомненно лишь то, что любое представление лексики как картины мира или как фрагмента такой картины не может не опираться на ту или иную синоптическую схему, идеографическую классификацию, охватывающую весь массив лексики национального языка, в которой самые разнообразные типы объединений слов выполняют общую функцию — функцию рубрики идеографической классификации национального лексикона.
Исследователь, поставивший перед собой задачу представить лексический состав языка в качестве НЯКМ, может выбирать любой из двух вариантов: либо самостоятельно выстраивать идеографическую классификацию в соответствии с собственными представлениями о логике и целесообразности, либо, проанализировав уже существующие классификации, выбрать наиболее удачную, с его точки зрения. Все синоптические схемы строятся по принципу родо-видовой организации единиц системы и имеют несколько уровней обобщения, при переходе от высшего уровня обобщения к низшему число рубрик классификации увеличивается. Например, Ю. Н. Караулов для анализа степени изученности различных структурированных областей лексики разных языков в качестве эталона использовал синоптическую
295
схему словаря Халлига-Вартбурга (см.: Караулов, 1976), которая имеет четыре уровня обобщения: на первом уровне — одна рубрика («Univer-sum»), на втором — три рубрики («Вселенная», «Человек», «Человек и Вселенная»), на третьем — десять рубрик, а на четвертом — восемьдесят две. Мы не ставим перед собой задачу сравнительного обзора существующих идеографических классификаций, поэтому остановимся лишь на двух примерах, один из которых, по нашему мнению, является образцом того, какой не должна быть идеографическая классификация, а второй — образцом того, какой она может быть.
Крайне неудачной нам показалась ЯКМ русского языка, отраженная в синоптической схеме изданного в 1991 году в Пекине словаря под названием «Сокровищница синонимов русского языка». Формально классификация имеет три уровня обобщения, на самом же деле их всего два, поскольку на нижнем уровне располагаются уже не именованные группы лексики, которые можно считать рубриками классификации, а отдельные слова. Получается, что от высшего уровня абстракции, высшего уровня обобщения до низшего уровня обобщения, т.е. до уровня отдельного слова, всего два логических «шага», что, по нашему мнению, никак не соответствует ни сложности организации мира объективного, ни, пожалуй, еще большей сложности мира, отраженного в языке. К высшему уровню обобщения отнесены двенадцать рубрик: «Человек», «Вещество», «Время и пространство», «Отвлеченные предметы», «Признак», «Движение», «Психическая деятельность», «Деятельность», «Явление и положение», «Касательство» (?), «Вспоможение (?), возглас и звукоподражание», «Вежливость». На втором (низшем) уровне обобщения располагаются 94 рубрики, назвать которые лексическими микросистемами можно лишь условно. Чего только стоят сами названия некоторых рубрик второго уровня: «противный человек», «суеверная деятельность», «злодейство», «участь», «вспоможение», «возглас и аханье» — или факт объединения в рамках одной общей рубрики таких более мелких рубрик, как «механическое оборудование» и «выделения (человека)», «профессия» и «противный человек». Кстати, общей идеей «противности» оказались объединенными весьма разнородные по своему характеру обозначения людей: реакционер, предатель, пособник, прислужник, грешник, спекулянт, преступник, разбойник, вор, хулиган, наглец, обманщик, подстрекатель, соблазнитель, пьяница, проститутка. Думается, что русская лексика, структурированная таким образом, вряд ли может претендовать на роль ЯКМ русского языка.
Положительным примером структурирования лексических микросистем языка, на наш взгляд, может служить идеографическая классификация словаря под редакцией В. В. Морковкина «Лексическая основа
296
русского языка: Комплексный учебный словарь» (М., 1984). Данная классификация имеет шесть уровней обобщения, содержит 29 именованных классов, 254 именованных разряда и 649 нумерованных групп и вполне может служить логическим каркасом НЯКМ.
«Семантические отношения между словами фактически развертываются в семантическое пространство трех основных измерений: синтагматического, парадигматического и деривационного» (Денисов, 1980, с. 131). Эти три измерения можно считать своеобразными «осями координат» семантического универсума любого национального языка. Практически любое слово может быть представлено в трехмерной модели лексической системы. Располагая на каждой из осей «соседей» анализируемого слова, мы получаем полное представление о потенциальных и реально реализуемых в языке типах отношений этого слова с другими словами этого языка. Таких связей и отношений у одних слов может быть много, у других — меньше, у третьих — совсем мало. Это свидетельствует лишь о разной степени и различном характере системности конкретного слова. Представление отдельно взятого слова в трехмерной системе координат семантического пространства языка является не чем иным, как установлением межсловных системных связей слова как основной единицы лексической системы.
Таким образом, внешняя по отношению к слову системность лексики проявляется на четырех уровнях.
1-й уровень: распределение лексических единиц по трем областям в зависимости от характера соотнесенности концептов с объективным миром: области имен реальных объектов, области имен субъективно-оценочных категорий и области мифических категорий (две последние в совокупности образуют область концептуальных артефактов национального языкового сознания).
2-й уровень: структурирование каждой из трех областей посредством распределения лексики по микросистемам («кучкам» по В. В. Виноградову, «пучкам слов» по П. Н. Денисову), основным типом которых можно считать лексико-семантическую группу как тип объединения слов, учитывающий и формальную, и смысловую общность входящих в него единиц. В качестве макроединиц (микросистем) семантического пространства языка могут использоваться и все другие типы объединений слов. Выбор типа объединения слов зависит от характера отношений, связывающих именуемые понятия между собой.
3-й уровень: структурирование всей совокупности лексических микросистем языка, результатом которого должна стать идеографическая классификация всего лексического массива, в которой каждое из объединений слов вне зависимости от принципов своей внутренней организации приобретает статус рубрик общей синоптической
297
схемы, построенной по принципу родо-видовой организации, где любая рубрика низшего уровня абстракции входит в качестве составной части в рубрику более высокого уровня абстракции. В такой классификации любое именованное понятие, любой концепт посредством нескольких логических «шагов» может быть соотнесен с категориями самого высокого уровня обобщения, каковыми в признаваемой нами за эталон идеографической классификации «Лексической основы русского языка» являются категории «материальный мир» и «абстрактные отношения и формы существования материи». Идеографическая классификация лексики сама по себе не тождественна ЯКМ, а является ее логической основой, своеобразным «скелетом», без которого «плоть» языка рассыпается на бесчисленное множество хаотично разбросанных именованных порций пространственно-временного континуума. 4-й уровень: установление всех межсловных связей отдельной лексической единицы по трем «осям координат» семантического пространства: парадигматической, синтагматической и деривационной, разделяющейся в свою очередь на словообразовательную (или формально-деривационную) и эпидигматическую (или семантико-дерива-ционную).
- Isbn 5-88711-181-х
- Глава 1
- § 1. О соотношении понятий «научная картина мира»,
- § 3. О национальной специфике научной картины мира, оформленной средствами национального языка.
- § 4.0 Характере взаимовлияния языковой картины мира национального языка и национальной научной картины мира
- Глава 2
- § 1.0 Двух императивах введения в научный обиход понятия «языковая картина мира»
- §1.1. Культурологический императив введения
- § 1.2. Лингвистический императив введения в научный обиход понятия «языковая картина мира».
- § 2. Национальная языковая картина мира
- Глава 3
- § 1. Взаимопроницаемость языков и культур или их взаимопостигаемость!
- §2.1. Три вида национально-специфической лексики:
- § 2.2. Структура человеческого сознания как фактора, формирующего национальную языковую картину мира
- § 2.2.1. Роль логико-понятийного компонента обыденного сознания в формировании национальной языковой картины мира
- Числа входят во внутреннюю форму отдельных слов;
- Числа используются в пословицах и поговорках;
- Числа входят в состав своеобразных «формул-предписаний».
- § 2.2.2. Роль эмоционально-оценочного и нравственно-ценностного компонентов обыденного сознания в формировании национальной языковой картины мира
- Глава 4
- § 1. Четыре уровня внешней по отношению к слову системности лексики
- § 2. Описание внутренней по отношению к слову системности лексики
- § 3. Способы лексикографического оформления лексики языка как национальной языковой картины мира (к вопросу о типологической характеристике словаря някм)
- Вместо заключения
- Оглавление
- Ооо «ЧеРо»
- 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12