logo
Языковые картины мира как производные национальных менталитетов

Числа входят в состав своеобразных «формул-предписаний».

Проводя параллели с русским языком, заметим, что немногочислен­ные случаи использования чисел в лексико-фразеологической системе русского языка по предложенной классификации полностью уложились в первые две группы. К первой группе можно отнести слова типа единодушие, единоначалие, единовластие, единомыш­ленник, единоутробный, двуликий, двурушничать, двоюродный, вторник, четверг, пятница и т. п. Ко второй группе соответственно относятся пословицы и поговорки типа как дважды два; семи пя­дей во лбу; седьмая вода на киселе; (скрыто) за семью печатя­ми; (перескакивать) с пятого на десятое; семь пятниц на не­деле; раз, два — и обчелся; у семи нянек дитя без глазу; семь раз отмерь — один раз отрежь; (ходить, плавать) за тридевять зе­мель; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Весьма распространенные в китайском языке формулы-предписания в рус­ском языке практически отсутствуют. Речь идет о закодированных в нумерологические формулы сводах каких-либо правил. Таковыми мог­ли бы быть признаны такие словосочетания, как «три источника и три составные части марксизма», «десять заповедей строителя коммунизма» и т. п., если бы не одно но: такие сочетания не являются исконно,при­надлежащими языку, это прецедентные феномены, факты историко-по-литического развития страны, которые практически ушли из языка вместе с соответствующей исторической эпохой.

Приведем примеры первого и третьего типов использования чи­сел в качестве строительного материала единиц лексико-фразеологи­ческой системы китайского языка, а затем постараемся определить,

219

вания, поскольку в других языках в таких значительных масштабах данное явление не встречается. Мы не утверждаем, что единицы, содер­жащие комбинации цифр, являются именно словами. Проблема грани­цы слова в китайском языке весьма сложна, поскольку основной еди­ницей всей лексической системы является иероглиф, а когда речь идет о комбинации иероглифов, то не всегда можно с уверенностью прове­сти словоделение, тем более, что китайский текст его не содержит (иероглифы в рамках одного предложения не отделены друг от дру­га). Отсутствие четких границ между словом (в нашем понимании) и словосочетанием в китайском языке следует иметь в виду, употреб­ляя термин слово. В контексте наших рассуждений это не принципи­альный вопрос, поэтому мы не ставили перед собой задачи определять, где отдельное слово, а где их комбинация (тем более, что издающиеся в Китае китайско-русские словари этого тоже не делают, следуя орга­нической природе самого языка). Чтобы быть терминологически кор­ректными, подобные полииероглифические единицы мы будем называть лексико-фразеологическими единствами. Для компактности изло­жения мы используем таблицы.

Примеры одиночного использования имен чисел во внутренней форме китайских слов:

стоят ли за ними особые черты национальной ментальности, а если да, то какие именно? (Китайские пословицы, содержащие имена чисел, мы не будем приводить отдельно, так как в § 2.2.2 будет приведен обшир­ный список китайских фразеологизмов, включающий и данный тип пословиц).

Слова, содержащие в своей внутренней форме числа, мы разделили на две группы: к первой группе мы отнесли слова с одиночными чис­лами, а ко второй — слова с комбинациями цифр в своей внутрен­ней форме.

Следует оговориться, что нас интересовали те случаи словообра­зования, когда использование имени числа в лексической единице не связано напрямую с ее значением, как, например, в русских словах типа одноместный, двубортный, трехпалубный, трилогия, одногла­зый, одноногий, шестикрылый, двоеженство и т. п., где имена чисел выполняют свою прямую роль — именовать количество тех или иных объектов. Наше внимание привлекали случаи косвенно мотивирован­ного использования чисел во внутренней форме слова, когда исполь­зование имени числа — своеобразная метафора (например, «видящий на тысячу «ли» = русск. ясновидец) или когда обнаруживается нео­жиданная и избыточная для русского языкового сознания конкретность (например, «шесть (типов) родственников» = русск. родня).

Другим ограничением было исключение из числа приводимых нами примеров тех случаев, когда слово или словосочетание, содержащее имя числа, являлось заимствованием иноязычного слова, а имя числа использовалось только потому, что фонетически совпадало со звуча­нием части заимствованного иностранного слова. Например, концепт Sánméi (1/ ключ к решению проблемы; наилучший способ осуще­ствления чего-либо; 2/ специальные знания, доступные лишь экспер­там в определенной области; 3/ (в буддизме) ясность и спокойствие, проистекающие из осуществленной должным образом реализации) включает в себя иероглиф san (три), но имя числа в данном случае нельзя отнести к числу элементов внутренней формы, поскольку само слово таковой не имеет. Оно лишь результат фонетического оформ­ления заимствованного из санскрита понятия Samadhi (означавшего в буддизме «погруженность в созерцание /размышление/», «совер­шенное содержание»). Использование имен чисел в такого рода за­имствованиях не является семантически мотивированным, следователь­но — такие факты не должны относиться к феноменам проявления «национальной логики».

Словообразовательная модель с целой комбинацией чисел оказаг лась весьма продуктивной в китайском языке, что, вне всякого сомнег ния, можно отнести к разряду особенностей китайского словообразо'-

220

Китайская лексема

YIkouqi Yllúrén Ylxln

Erliú zi Erxln Liángqí üángql

Liángkou zi

Sanean

Sihái

Sichu

Sigu

Sibúxiáng

Silín

Внутренняя форма китайской лексемы

«Один рот, воздух» «Одна дорога, человек» «Одно сердце»

«Второсортный человек» «Два сердца» «Две развилки» «Обитающие в двух

(средах)»

«Два рта — люди» «Три еды» «Четыре моря» «Четыре места» «Четыре, оглядываться» «Четыре, не, слон» «Четыре соседа»

Эквивалент

в русском языке

Дыхание

Единомышленник

Всецело отдаваться (чему-либо), вкладывать душу (во что-либо)

Лодырь, бездельник

Двурушничество

Разногласие

Земноводные

Супружеская пара Завтрак, обед и ужин Весь мир, вся страна Повсюду

Осматриваться кругом Ни то ни се Соседи

221

Siye

Sijiáo

Sifang

Sizhou

Sizhi

Si jiáo chao«

tián Sizhl Wu fi tóu di

Wuse Liuqin

Qi qiáo

Qi qiáo sheng

yan Bamiánfeng

Bámiánguáng .

Bárnián

weifeng Jitjquán Shífen Shí'erfen

Shíq uán

Báixing

Báichu

Báishitóng

Qiánfm Qianfimá

«Четыре, дикий (дикорастущий)»

«Четыре предместья»

«Четыре стороны»

«Четыре круга (оборота)»

«Четыре до (чего-либо)»

Четырьмя йогами обратиться к небу»

«Четыре конечности»

«Пять тел ложатся на землю»

«Пять цветов»

«Шесть (типов) родствен­ников» (отец, мать, старшие и младшие братья, жена, дети)

«Семь отверстий»

«Семь отверстий источают дым»

«Восьмигранное лезвие ножа»

«Восьмигранный луч света»

«Сильный ветер с восьми сторон»

«Девять родников»

«Десять баллов»

«Двенадцать баллов»

«Десять (раз) абсолютно (полностью, целиком)

«Сто фамилий»

«Свыше ста»

«Сто дел (вопросов) понимающий»

«Тысяча, золото (деньги)и

«Лошадь, (пробегающая) тысячу «ли» (мера длины = 0,5 км.)»

Ширь, простор

Окрестности (города) Повсюду, страны света Вокруг, кругом Границы (поля), межа Вверх ногами

Конечности Преклоняться, падать ниц

Разноцветный, пестрый Родственники, родня

Глаза, уши, ноздри и рот Прийти в ярость

Бойкий на язык

Изворотливый, дипломатичный

Величественный и воинст­венный внешний вид;

Загробный мир

Очень, вполне, совершенно Более чем, в высшей степени

Совершенство

Простой народ Масса, множество Всезнайка

Целое состояние, огром­ная сумма денег Быстроходный скакун

Qiángu Qiánfiyán Qiánfm Wánshitóng

Wánfen Wánquán Wánsui Wánguán

Wánbán

Wánhuátong

Wánfú

Wánzhong Wánzhuang

Wánshi Wánnéng Wánnán Wán shóu

wú jiáng Wánwán Wánxiáng Wánwú

Wángu Wánzháng

Wán má benténg

«Тысяча, древний

(старинный)» «Глаз, (видящий)

на тысячу «ли» «Тысяча «цзинов» (мера

веса = 0,5 кг.)» «Понимающий 10 тысяч

вещей (вопросов)» «10 тысяч баллов» «10 тысяч, абсолютно» «10 тысяч лет (жизни)» «10 тысяч связок монет

(по 1000 чохов

в каждой)» «10 тысяч, подобно (чему)»

«10 тысяч цветков

в трубке» «10 тысяч благ»

«10 тысяч, множество» «10 тысяч видов

(обличий)»

«10 тысяч поколений» «10 тысяч, мочь» «10 тысяч, трудно» «10 тысяч лет жизни без

сражений и битв» «10 тысяч — 10 тысяч» «10 тысяч слонов» «10 тысяч вещей

(и веществ)» «10 тысяч, древний» «10 тысяч «чжанов» (мера

длины - 3,33 метра)» «Неудержимый бег

10 тысяч лошадей»

Незапамятные времена

Подзорная труба; ясновидец Очень тяжелый

Всезнайка

Чрезвычайно, крайне Надежный, всесторонний Да здравствует, ура Огромное состояние, очень богатый

Всячески (всеми

способами) Калейдоскоп

Поклон (со складыванием рук ниже правой сторо­ны груди как знак при­ветствия со стороны лиц женского пола) Все; весь народ Страшный, ужасный

Веками, навеки, вечный Всемогущество Трудности Долголетие

Обязятельно Вся природа Все сущее

Вечно, навек Высочайший Бездонный, глубочайший Бурный, стремительный

222

223

Примеры использования комбинации имен чисел

во внутренней форме китайских лексико-фразеологических единств:

Китайское лексике

фразеологическое

единство

Yíyí

Yi zl yi ban

Ylxin — yiyi

Yi wen san bu

zríi Shu yi shu er

Yi mu shí hang

Yi'er Yilái-erq u

YSgan-erjing Yiqing-erchu Yi qióng er bái Yi wu yi shí

Erbáiwu Diánsan-dáosi

Dísán-xiási

Sanyán-liángyú

Santian-liángtóur

Sántóu-liúbi

Sánxln-eryi

Внутренняя форма китай­ского лексико-фразео-логического единства

«Один, один» «Один иероглиф

на одном листе» «Одно сердце — одна

мысль» «Три «не знаю»

на один вопрос» «Лучше одного,

лучше второго» «Одним глазом десять

строк» «Один, два» «Один раз прийти,

два раза уйти» «Один (раз) досуха,

два (раза) дочиста» «Один прозрачный —

два чистый» «Один бедный — два

неправильный» «Один, пять, один,

десять» «Два, сто, пять» «Подняться на три —

опуститься на

четыре» «Низкий три — вниз

четыре»

«Три слова — два слова» «Три дня — два начала» «Три головы — шесть

рук» «Три сердца — два

мнения (мысли)»

Эквивалент

в русском языке

По порядку Четко и ясно

Всей душой

Неосведомленность,

отнекиваться Незаурядный

Пробежать глазами

Несколько, немногие Постепенно, понемногу

Начисто; без остатка Яснее ясного Бедность и отсталость

Подробнейшим образом, во всех деталях

Остолоп; болван

Сбивчиво, беспорядочно (= перескакивать с пятого на десятое)

Презренный;

раболепствовать

Кратко, в двух словах

Очень часто

Мастер на все руки

Колебаться (= семь пят ниц на неделе)

Sánfán-wuci San liu jiu deng

Sánbái liushí

háng Sifen-wulie

Simián-bafáng

Wuhua-bámén

Wuguang-shíse

Wuhú-sihii

Wuháng-bázuó

Qisháng-báxiá

Qldián-bádáo

Qilíng-báluó

Qipln-bacóu

Qishou-bSjiáo Qizul-bashé

Qlzhé-bakóu Jiu jiu gui yi Jiú sí yi sheng

Jiu niú yi máo Shíwán báqian tí

«Три раза — пять раз»

«Три, шесть, девять,

разряд (класс, вид)» «Триста шестьдесят

профессий»

«Четыре (раза) разде­лить^) — пять (раз)

треснуть (лопнуть)» «Четыре грани —

восемь сторон» «Пять цветков —

восемь типов» «Пять блесков —десять

цветов» «Пять озер — четыре

моря» «Пять профессий —

восемь мастерских» «Семь вверх — восемь

вниз» «Семь вершин восемь

(раз) повалились» «Семь нулей — восемь

падений» «Семь (раз) собирать —

восемь (раз) наскрести» «Семь рук — восемь ног» «Семь ртов — восемь

языков» «Семь убытков —

восемь удержаний» «Девять, девять — вер­нуться к единице» «Девять смертей —

одно рождение»

«С девяти коров одна

шерстинка» «Сто тысяч, 8 тысяч

«ли»

Раз за разом,

неоднократно Разнообразие

Всевозможные виды

деятельности Полный раскол

(разброд); трещать

по всем швам Везде и всюду

Разнообразие; всевозможный

Красочность, разноцвет­ность, разнообразие

Во всех уголках страны

Всевозможные виды

ремесел Быть в смятении

(=душа не на месте) Сумбур; вверх дном

Расстроиться;

в пух и прах Наскрести кое-как;

с бору по сосенке Суматоха Говорить наперебой

Удержания и вычеты

(всякого рода) Вернуться к тому, с чего

начали Чудом остаться в живых,

спастись от верной

гибели Сущий пустяк; капля

в море Неимоверная даль (= за

тридевять земель)

224

15-

225

«Тысячу (раз) возвра­щаться и сто раз поворачивать назад»

«Тысяча армий, 10 ты­сяч лошадей»

«Педантичный, шесть, десять, четыре»

«10 тысяч, множество (= весь народ)— одно сердце»

«10 тысяч фиолето­вый —1000 красный»

Третьим типом языковых единиц, использующих имена чисел, являются своего рода «нумерологические формулы», которые мы ус­ловно разделили на «простые формулы» и «формулы-предписания». Приведем примеры языковых единиц обоих типов:

«Простые нумерологические формулы» в китайском языке:

Shíná-jiuwen

Shí nián jiu bu

yú Shí shi jiu kóng

Shí mu suo shi, shí shou suo zhi

Shíquán-shímei

Báikóng-

qianchuáng Bái zhán bái

sheng Báiyi-báishun

Bái wú yi shi Qiánqí-báiguái

Qianwán

Qianshan-wánshuí Qianzhen-wánq ue

Qiánbián-wánhuá Qiánfáng-báiji

Qiánqiu-wándái

Qián dao wán

guá Qianchá-wánbié

«Десять (раз) держать, девять (раз) надежно

«За десять лет и девяти раз не встретится»

«Из десяти комнат девять пусты»

«Десять глаз смотрят за местом, десять рук указывают пальцем на (это) место»

«Десять (раз) абсолют­но — десять (раз) прекрасный»

«Сто дырок — тысяча ран»

«Сто сражений — сто побед»

«Сто (раз) соглашаться, сто (раз) плыть по течениию»

Сто без единой потери»

«Тысяча, редкостный — сто, удивительный»

¡Тысяча —10 тысяч»

Тысяча гор —10 тысяч рек»

-С тысячи сторон 10 ты­сяч (раз) правда»

Тысяча —10 тысяч изменений»

Сто уловок с тысячи сторон»

Тысяча осеней (лет) — 10 тысяч поколений»

Тысяча ножей режут 10 тысяч (раз)»

Тысяча различий —10 тысяч (раз) другой»

Наверняка Редчайший случай Разоренный край Строжайший надзор

Верх совершенства,

безупречный,

безукоризненный Полный развал; трещать

по всем швам Непобедимый,

всепобеждающий Послушный, покорный

Безошибочно, наверняка Диковинный, странный

Во что бы то ни стало;

ни в коем случае Далекий и трудный путь

Абсолютная правда Бесконечные изменения

Любыми средствами,

всеми правдами

и неправдами ia веки вечные,

во веки веков Изрезать на куски,

рвать на куски Многообразие,

разнообразие

Qiánhuí-báizhé

Qiánjün-wánmá Bánbán liushísi Wánzhóng yixin

Wánzl-qiánhóng

Китайская лексема — «простая нумерологи­ческая формула»

Sanbáo

Sanean Sánfán

Sánfei

San guáng zhengce

Sánqiu

Wuxíng

Wúián

Бесконечные перипетии, многочисленные осложнения

Многотысячные войска, могучая рать

Педантичность

Единодушно, (все) как один

Пестрота, гамма красок, море цветов, красочный

Закодированная в данной формуле информация (фактически, ее лексическое значение)

Три сокровищницы буддизма (Будда, его

учение, его ученики) Три еды (завтрак, обед, ужин) Движение «против трех зол» (коррупции,

расточительства, бюрократизма) Три вида отходов (вредные газы, сточные

воды, твердые отбросы) Политика «трех дочиста» (жечь все дочиста,

убивать всех дочиста, грабить все дочиста) Три осенних /мероприятия/ (осенние

уборка, вспашка, сев) «Усин» (пять стихий — основных элементов

природы по древнему китайскому учению:

металл, дерево, вода, огонь, земля) Движение «против пяти зол» (подкупа,

уклонения от уплаты налогов, расхищения

226

15*

227

мившись со стилистикой и содержанием примеров «нумерологических формул-предписаний», возраст которых насчитывает не одно столетие (и даже тысячелетие), мы увидим, что новейшие по времени возникно­вения «формулы» созданы совершенно в духе традиционного китайс­кого словотворчества. Почему мы назвали приводимые ниже в табли­це примеры «формулами-предписаниями»? Потому что они представля­ют собой однозначные императивы, следование которым является непременным условием существования в данном конкретном обще­стве. Возможно, что степень актуальности некоторых предписаний с течением времени изменилась, но и в этом случае «нумерологические формулы-предписания», как факты языка, не могут не оказывать влия­ния на менталитет всех поколений, которые через язык приобщаются к национальному самосознанию. Приведем несколько примеров:

Китайские «нумерологические формулы-предписания»:

Wúwei Wubáohu

Liuchú Liushu

Bázi

государственного имущества, недобросовест-ного выполнения гос. заказов и хищения гос. экономической информации)

Пять вкусовых ощущений (сладкий, кислый, горький, острый и соленый); разные вкусы

Лица, охваченные системой «пять обеспе­чений» (обеспечение питанием, одеждой, топливом, забота о воспитании детей, обеспечение похорон)

Шесть видов домашней живности (лошадь, корова, овца, курица, собака и свинья)

Шесть категорий иероглифов (пиктограммы, символы, фонограммы, идеограммы, варианты, заимствования)

«Бацзы» /т. е. восемь иероглифов/ (год, месяц, день и час рождения человека, обозначенные в восьми знаках десятерич­ного и двенадцатеричного циклов). Могут служить гороскопом для предсказания судьбы человека

Bázi xiánfá

Восемь агротехнических мероприятий (улучшение почвы, внесение удобрений, орошение, применение сортовых семян, загущенный сев, защита растений, усовершенствование с/х орудий, уход за посевами)

Мы сочли возможным не разграничивать «формулы» очень ста­рые (типа «пять стихий») и те, что возникли в языке относительно недавно в связи с появлением определенных социально-культурных или социально-политических реалий (типа системы «пяти обеспече­ний», осуществляемой в народной коммуне, или движения «против пяти зол»). Такое разграничение возм9жно, но мы его не делаем по одной простой причине: новообразованные «нумерологические фор­мулы» социально-политического характера по своей сущности абсо­лютно органичны для китайского менталитета (имеется в виду не их конкретное смысловое наполнение, а сам принцип — регламентиро­вать деятельность членов социума путем перечисления определен­ных норм и закрепить эту регламентацию лексически, т. е. присвоить данной совокупности правил или рекомендаций отдельное имя, кото­рое и есть не что иное, как «нумерологическая формула»). Ознако-

228

Китайское лексико-фразеологическое единство, представ­ляющее собой «нумерологическую формулу-предписание»

San cóng si dé

Sanháo

San da jilü, bá xiáng zhuyi

Закодированная в данной формуле информация предписывающего характера

«Три подчинения и четыре благородных ка­чества». (Женские добродетели по феодаль­ным нормам нравственности: до замуже­ства женщина должна подчиняться отцу и старшему брату, после замужества — мужу, а после смерти мужа — сыну; женщина должна обладать добродетелями, быть сдер жанной в словах, следить за своей внеш­ностью, служить мужу).

«Три хорошо (три хороших дела)». (Хорошо укреплять здоровье, хорошо учиться, хорошо работать).

«Три основных правила дисциплины и памят­ка из восьми пунктов». (Три основных правила дисциплины: 1 — во всех дейст­виях подчиняться командованию; 2 — не брать у населения ничего, даже иголки и нитки; 3 — все трофеи сдавать в казну.

229

Памятка из восьми пунктов: 1 — разгова­ривай вежливо; 2 — честно расплачивайся за купленное; 3 — занял вещь — верни; 4 — испортил вещь — возмести; 5 — не дерись, не ругайся; 6 — не порть посевов;

  1. San gang wu cháng

    — не допускай вольностей с женщинами;

  2. — не обращайся жестоко с пленными). «Три начала и пять постоянных принципов

(феодального общества)». (Три начала: подчинение подданного государю, жены мужу и сына отцу. Пять принципов: гуманность, справедливость, вежливость, разумность, верность.)

Wülún

«Пять норм взаимоотношений». (Пять основ­ных норм человеческих отношений при феодализме: между властителем и поддан­ными, отцом и сыновьями, старшими и младшими братьями, мужем и женой, между друзьями).

Прослеживается вполне очевидная закономерность: в процессе именования концептов собственного семантического универсума китайское языковое сознание в гораздо большей степени, чем другие языки, стремится опереться на наглядность. В дихотомии «АБСТ­РАКТНОСТЬ о КОНКРЕТНОСТЬ (ПРЕДМЕТНОСТЬ) МЫШЛЕНИЯ» КИ-тайское языковое сознание явно тяготеет ко второму, что и демонст­рируют все вышеприведенные случаи использования во внутренней форме слов и лексико-фразеологических единств имен чисел. Экви­валенты большинства китайских наименований в русском (и других известных нам языках) не опираются в такой степени в своей внут­ренней форме на числа, а используют гораздо более абстрактные по­нятия. Приведенные примеры, как нам кажется, дают достаточно ос­нований для того, чтобы говорить о специфической черте китайского менталитета, проявившейся в лексике и фразеологии национального языка. Эту особенность можно обозначить, как стремление к кон­кретности (предметности, наглядности) при вербализации пространственно-временного континуума, которая проявляет­ся во внутренней форме (а именно — обилие имен чисел) боль­шого количества концептов и идиологем национального языка.

Сформулированную таким образом специфическую черту китай­ской «национальной логики» можно отнести к категории националь-

230

но-культурных доминант китайского языкового сознания, а «ответствен­ным» за ее существование является именно логико-понятийный компо­нент этого сознания, а точнее — специфика его работы в процессе отражения реалий внешнего мира, их осмысления и именования.

Следующий параграф будет посвящен анализу участия эмоциональ­но-оценочного и нравственно-ценностного компонентов языкового сознания в формировании семантического универсума народа, т. е. в формировании НЯКМ.