3. Моторная теория слога, баллистические импульсы
Совершенно иную позицию занимают сторонники «моторного», или «артикулярного», определения слога. Невзирая на известные негативные утверждения Зиверса, делаются все новые попытки представить слоговое членение звукового потока как результат и акустическое представление простой волновой (или ударной) формы артикуляторно-моторного действия1.
Я отвлекаюсь от небезынтересных идей де Соссюра и Руссло, ограничиваясь рассмотрением весьма характерных взглядов американского психолога Стетсона2. Чтобы оценить его взгляды, необходимо прежде всего понять важное различие между баллистическими и направленными (geführte) движениями тела. Так, например, медленное движение моей руки в том случае, если я хочу что-либо достать, происходит вследствие передачи нервных импульсов мышцам руки. Напротив, ускоренное движение пальцев или руки нуждается в торможении с помощью встречного движения одновременно иннервируемых антагонистов и поэтому в процессе своего развития неуправляемо и не может быть более точно направлено к цели. Если первое является базой для дефиниции, то второе свойство следует из первого и, как понимал его Стетсон со своими сотрудниками, определяет баллистическое движение. Дыхательные толчки кратких слогов возникают, по Стетсону, вследствие баллистических импульсов в легких (ehest pulses), тогда как условия возникновения долгих слогов, связанные с экспираторным импульсом, несколько сложнее.
Лучшее и наиболее полное описание обоих видов движения содержится в работе Хартсона; его данные имеют большую практическую значимость для достижения высоких результатов в спорте, игре на рояле, печатании на машинке и т.п., и эти области были исследованы раньше, чем речевые движения. Современные преподаватели музыки при обучении игре на рояле придают большое значение тому, чтобы пальцы двигались «свободно», баллистически (как бы свободно падая); на то же обращают внимание и спортивные тренеры (например, обучая ударам при игре в гольф) и т.п. Почему? Потому что движения баллистического типа в большом количестве наименее утомительны, могут совершаться в очень быстрой последовательности и быть более точными (при достаточной тренировке), чем другие типы движений при том же темпе. Как известно, и постоянные движения глаз, внимательно рассматривающих что-либо, складываются из баллистических толчков; неутомимое биение сердца также является баллистическим. Таким образом, дыхательные толчки кратких слогов, как справедливо утверждает Стетсон, попадают в прекрасное общество; эти ударные импульсы (точнее, их результаты) оказываются рядом с ударами сердца и движениями глаз в качестве баллистических движений.
Был ли Стетсон прав? Его эксперименты, в ходе которых для решения проблемы слога были использованы результаты тридцатилетних лабораторных работ над другими, более доступными наблюдению физическими движениями, заслуживают внимательного изучения. Сам я был вначале настроен скептически; прежде всего мое недоверие было связано с технически примитивной, как мне казалось, аппаратурой, со сложностью многочисленных графиков — я полагал невозможным зафиксировать столь детальным образом коротковолновые импульсы с помощью грубых приборов типа воздуходувки. Однако после двух лет работы, в частности после того, как Хартсон, проведший один семестр в нашем институте, сообщил мне точную информацию, сомнения по этим основным пунктам рассеялись; кроме того, в настоящее время стала возможной непосредственная фиксация гальванометром нервных импульсов, поступающих в мышцы, что, естественно, устраняет всякие сомнения в их существовании.
Хартсон начинает свою статью со следующего общего утверждения: «Живое тело никогда не свободно от мускульно фиксированных позиций, основы возникновения баллистических импульсов» (Наrtson. Ор. cit., р. 32) — и далее по поводу речевых движений: «Баллистические экспираторные толчки, образующие слоги при говорении, возникают благодаря постоянному экспираторному давлению в наполненной воздухом камере», [объем которой расширяется в результате активных усилий, а затем, после частичной потери воздуха, пассивно уменьшается]. Таким образом, по Хартсону, можно говорить лишь о добавочных (superimposed) баллистических импульсах. Предположим, что подобные «дыхательные импульсы» (breath pulses) для кратких слогов надежно зафиксированы, тогда часть проблемы слога, касающаяся артикуляторного аспекта, будет фактически решена. Остаются еще, однако, долгие слоги, протяженная артикуляция и все фонологическое оформление которых строится на физиологически иной основе, во всяком случае, в английском языке, на котором говорят испытуемые Стетсона и который в этом отношении близок к немецкому языку, Я полагаю, что Зиверс и его сторонники могли бы без груда интегрировать приведенные выше данные в свою концепцию слога.
Вывод Хартсона звучит следующим образом: «Каждый слог является баллистическим импульсом воздушного потока, идущего из легких, объем которого регулируется сокращениями грудной клетки и брюшной полости». Это утверждение следует, по-видимому, дополнить в двух отношениях. Во-первых, значительная часть долгих слогов, и особенно эмфатически удлиненных, должна быть исключена; Во-вторых, тот анализ, который сам Хартсон дал ряду специфических движений (featuring movements) в ротовой полости, поставил его перед вопросом о возможности возникновения (вследствие подобных движений) не только эффективных слоговых волн. Ср.: «Произнесение многих звуков и слогов при пении или разговоре сопровождается разнообразными баллистическими сокращениями губ, языка, нижней челюсти и гортани» (Hartson, Op. cit., p. 39).
Основной психолингвистический вопрос заключается здесь в том, каким образом и насколько слушатель оказывается способен (если он оказывается) распознать баллистический характер кратких слогов и небаллистический характер долгих, или, другими словами, как артикуляторный аспект соотносится с акустическим. Кроме того, с моей точки зрения, некоторые переходы от одного слога к другому могут осуществляться только с помощью особых движений в ротовой полости, а в акустическом отношении не имеют ничего общего с тем или иным способом, воспринятым ударным импульсом. Иначе говоря, основная концепция школы Сиверса в целом выдерживает испытания. Вклад Стетсона состоит главным образом в том, что он показал, как возникают ударные импульсы кратких слогов и как слоговые границы во впадинах звуковой кривой определяются, исходя из ее состава: ведь объектом его анализа являются в первую очередь пограничные согласные, которые и используются для демаркации в речи. Они существуют, таким образом, для поддержания общей картины чередования пиков и спадов; слоговыми границами во впадинах отнюдь не являются какие-то неопределенные точки — как правило, там присутствуют согласные, специальным образом обозначающие эти границы.
В работах Стетсона и его сотрудников мне представляется весьма важным обширный обзор психофизически сходных иннервационных связей в других типах движения. Так, Хартсон в таблице различных видов человеческих движений помещает не только «специфические движения голоса» (featuring vocal mouvements), то есть артикуляции в ротовой полости, но и специфические движения вообще, где к усилиям более грубых двигательных механизмов добавляются модифицирующие обертоны (то есть, коротко говоря, движения суставов); так. например, движения пальцев накладываются на более далекие «экскурсии» руки при письме или игре на рояле в качестве специфических (featuring) движений. И если к тому же требуется точность и быстрота, то эти добавочные движения должны быть
баллистическими; их не должны сдерживать встречные импульсы в антагонистических мышцах. Они должны иметь характер свободного падающего движения и лишь завершаться в результате активного усилия. Совместная работа нескольких систем в нашем речевом аппарате (дыхательная система, голосовые связки, активные органы ротовой полости) в этом отношении не составляет исключения, а, напротив, органично входит в общую систему производства всех тончайших движений человеческого тела.
- Карл Бюлер Теория языка
- Введение. Теория языка вчера и сегодня
- 1. «Принципы истории языка» Пауля. Декарт, естествознание и история
- 3. Гуссерль и его программа в «Логических исследованиях»
- Глава I принципы науки о языке § 1. Идея и план аксиоматики
- 2. Исходный объект науки о языке. Понятийный универсум лингвиста
- 3. Аксиомы науки о языке
- 4. Четыре принципа
- § 2. Модель языка как органона (а) Формы существования конкретных языковых явлений
- 3. Экспрессия и апелляция как независимые переменные наряду с репрезентацией. Три книги о языке
- § 3. Знаковая природа языка (в) Модель структуры языка
- 2. Анализ понятия знака, сравнительная психология, общая формула
- 5. Проблема абстракции
- § 4. Речевое действие и языковое произведение; речевой акт и языковая структура (с)
- 1. Речевое действие и языковое произведение, эмпрактическая речь, la parole
- 2. Языковое произведение искусства. Теория речевого действия
- 3. Языковая структура, критика, приемы лингвистического структурализма, более высокая ступень формализации, внеязыковые аналогии: товарные знаки, монеты, слова. Межсубъектность
- 4. Теория речевых актов. Штейнталь и Гуссерль. Анализ теории актов Гуссерля. Социальный характер языка
- § 5. Слово и предложение. Система s-f языкового типа (d) Понятие языка и его признаки
- 3. Продуктивность полевых систем
- 4. Логика и лингвистика
- Глава II указательное поле языка и указательные слова
- § 6. Психологические предпосылки позиционных способов указания в индоевропейских языках
- 1. Миф о дейктическом происхождении языка
- 6. Вспомогательные средства du-дейксиса и istic- дейксиса
- 7. Jener- дейксис
- 8. Общий вопрос
- § 7. Origo указательного поля и способы его выражения
- 3. Безусловная необходимость средств указания
- 5. Традиционная классификация местоимений и ее критика
- § 8. Дейксис к воображаемому и анафорическое употребление указательных слов
- 2. Субъективная ориентация и ее компоненты
- 3. Ориентация в пространстве и речевое указание
- 5. Ориентация во времени
- 6. Три основных случая дейксиса к воображаемому
- 7. Психологическая редукция
- 8. Перенесения. Драматическое и этическое изложение
- § 9. Эгоцентрическое и топомнестическое указание в языке
- 1. Инклюзивное и эксклюзивное «мы»
- 2. Слияние указательных частиц с предлогами
- 3. Эгоцентрические и топомнестические указания. Класс продемонстративов. Примеры из японского и индейских языков
- Глава III поле символов языка и назывные слова
- §10. Симпрактическое, симфизическое и синсемантическое окружение языковых знаков
- 1. Эмпрактические высказывания
- 2. Закрепленные названия
- 3. Аналогия из сферы геральдики
- 4. Синсемантика изобразительных ценностей в картине
- 5. Проблема эллипсиса
- § 11. Контекст и факторы поля в отдельности
- 2. Перечень контекстуальных факторов (по Паулю). Новое разбиение на три класса, его полнота
- 3. Апология синтаксиса извне
- § 12. Поля символов в неязыковых репрезентативных инструментариях
- 1. Лексические значения и репрезентативные поля; пояснения на примере двух неязыковых репрезентативных инструментариев
- 2. Поле живописания художника, изобразительное поле актера; о полевых ценностях
- 3. Понятие символа, предлагаемое определение. Из истории понятия «символ»
- 5. Своеобразие языковой репрезентации. Посредники в языковом репрезентативном инструментарии (объяснение на основе аналогии). Внутренняя форма языка
- § 13. Звукоподражательный (звукописующий) язык
- 1. Апологеты теории звукописания. Контраргументы
- 2. Живописательные потенции звуковой материи
- 3. Пределы живописания в структурном законе языка
- 4. Один пример из эксперимента Вернера
- 5. Две группы живописующих слов
- 6. Старые представления об удельном весе звукописания
- 7. Исследования в. Эля. Факторы противоположного характера
- § 14. Языковые понятийные знаки
- 1. Этимон. Магическое мышление и номинация. Открытие психологии мышления: семантические сферы
- 2. О синхитических понятиях
- 3. Несовместимость радикального номинализма с центральным фактом фонологии
- 4. Дж. Ст. Милль об общих и собственных именах
- 5. Теория актов Гуссерля
- 6. Заинтересованность лингвистики в объективном анализе. Монадная конструкция Гуссерля
- 7. Живой и доминантный этимон. Заключительные замечания о собственных именах
- § 15. Индоевропейская падежная система — пример полевого механизма
- 1. Смешанная система в индоевропейском языке. Существительные среднего рода в системе Вундта. Слишком широкое понятие падежа
- 3. Критика учения Вундта. Коннотации глагола
- 5. Акциональная категория как внутренняя языковая форма
- § 16. Критическая ретроспектива Идея символического поля
- Глава IV строение человеческой речи элементы и композиции
- § 17. Материально обусловленное оформление звукового потока речи
- 1. Материально обусловленное и грамматическое оформление
- 3. Моторная теория слога, баллистические импульсы
- 4. Компромисс. Критика Стетсона, возражения на критику. Фактор резонанса
- § 18. Мелодический облик и фонематическая характеристика слов
- 1. Фонематические и химические элементы, сравнение
- 2. Мелодический облик и особые приметы словесных единиц
- 3. Звуковые характеристики и вещественные признаки. Трубецкой и Менделеев. Геральдический экскурс
- 4. Подсчет осмысленных слогов в немецком языке. Релевантность мелодического облика
- 5. Центральная идея фонологии. Фонема как опорный момент, иерархия оппозиций. Проблема абстракции в новом облике
- 6. Новый закон о постоянстве. Сравнение с вероятностными константами
- § 19. Простое и сложное слово. Признаки понятия слова Идея чистого лексикона
- 1. Определение простого значения по Гуссерлю. Дистантные композиты Бругмана
- 2. Флективное слово и композит
- 3. Признаки понятия «слово». Опыт определения
- 4. Проблема классов слов
- § 20. Функции артикля
- 1. К истории артикля и теории артикля. Три функции артикля по Ваккернагелю
- 2. Формант существительных, теоретическое объяснение
- § 21. Сочинение с союзом «и» По поводу теории гештальтов
- 1. Сочинительная связь в числительных: разбор примера. Сочинительное «и». Итоги: соединение объектов и сочинение предложений
- 2. Парный композит
- § 22. Языковедческое исследование композита
- 1. Результаты сравнительно-исторического анализа
- 3. В защиту противопоставления атрибутивных и предикативных комплексов
- 4. Разлитое между именными и глагольными композитами
- 5. Интерференция позиционных факторов с музыкальными и фонематическими модуляциями. Предпочтение постпозиции в романских языках
- 6. Реализация признаков понятия слова в композите
- § 23. Языковая метафора Сематологическое ядро теории метафоры
- 1. Психологические основы. Исторические данные. Внеязыковые параллели. Две метафоры из детской речи
- 2. Физиогномический взгляд. Функциональное удовольствие
- 3. Эффект различения, техническая модель двойного фильтра. Закон снятия. Пластичность значений
- 4. Гипотеза Вернера о табу. Критика: метафора и параявление
- 5. Общие итоги
- § 24. Проблема предложения
- 1. Определение Риса
- 2. Разноаспектность трех признаков Риса
- 3. Проверка традиционных определений. Грамматическое понятие о предложении
- § 25. Предложение без указательного поля
- 1. Коррелятивные предложения (именные предложения)
- 5. Persona tertia
- 6. Абсолютно свободные от указания предложения логики
- § 26. Анафора Сочленения речи
- 2. Словесный ряд в речи и изобразительный ряд в кинематографе
- 4. Богатство и бедность анафорического указания
- § 27. Формальный анализ сложного предложения (краткий отчерк)
- 1. Примеры лапидарной и полиартрической речи. Происхождение египетского релятава
- 3. Тип по Кречмеру. Начальная стадия. Резюме
- 4. Сравнение обоих типов
- 5. Понятие гипотаксиса. Полевой разрыв. Гипотеза Марти, новейшие исследования
- 6. Новая гипотеза: теория типов