logo search
Uch-met_posobie_ortologia

I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка

Успешность обучения иностранному языку на уроках зависит от ряда дидактических условий: квалификации преподавателей, средств обучения, но, прежде всего от активности самих обучаемых. Языку, как и многому другому, нельзя научить, но этому можно учиться.

Мы считаем, что главной работой преподавателя иностранного языка должно стать умение обеспечить активность учащихся в течение всего урока. Учитель – лишь искусный дирижер, направляющий слаженную игру оркестра. Доля речевого участия опытного преподавателя на практическом занятии иностранным языком невелика. Лишь 5-10% времени говорит сам учитель, а остальное время отдано его ученикам. Учитель же дает инструктаж, направляет, контролирует. Каким образом это достигается? Прежде всего - через фронтальную, групповую и коллективную работу.

Фронтальной работе, как правило, отводится место в начале урока, во время речевой зарядки. Учащиеся отвечают на серию вопросов, подготовленных учителем, для того, чтобы вспомнить материал, пройденный на предыдущем уроке или для того, чтобы сформулировать цели урока и определить тематику предстоящей серии уроков.

Группа – это замкнутое кольцо, в котором все время кто-то является ведущим, и эта эстафета бесконечно и непрерывно передается от одного к другому, чаще всего в заданной последовательности, чтобы не терять времени на организационные дела. Групповая работа достаточно эффективна в работе с текстом, при активизации слов по теме. Так, например, для активизации слов по теме «Внешность» отдельные группы учащихся получают портреты героев литературных произведений, составляют коллективный портрет этого героя, используя максимальное количество слов по теме, и представляют его противоположной группе; те в свою очередь представляют словесный портрет своего героя. Следует угадать имя литературного героя, сказать из какого он произведения и о чем это произведение. Целесообразно это делать с учетом программных требований по литературе. Такая работа вызывает живой интерес у учащихся. Учитель может увидеть не только владение лексикой, но и общее развитие учащихся, их начитанность. При работе с текстом ребята могут выстраивать части текста в логической последовательности, а затем представлять продукт своей коллективной деятельности в форме пересказа этого текста всеми членами группы. Можно, наоборот, дать задание разбить текст на смысловые части и представить каждую его часть отдельными членами группы. Как правило, для такой работы выбираются длинные тексты. Данный вид деятельности полезен для учащихся, которые имеют слабую память и для них представляется проблематичным передача содержания целого текста.

Непременными организационными формами работы на наших уроках является работа в статических парах и парах сменного состава, в которых оба обучают друг друга и учатся друг у друга, но при одном непременном условии: в паре хотя бы один должен быть сильным. Диалогическая работа, как правило, строится или с опорой на диалог- образец или с расширением информации. Если группа учащихся со слабой языковой подготовкой, им дается задание вставить пропущенные реплики. Набор реплик дается в сопровождении к диалогу. При хорошей языковой подготовке учащиеся получают задание в форме ситуации коммуникативной направленности. Например, по теме «Путешествие. Транспорт» может быть такая ситуация: «Разговор в билетной кассе. Вы вынуждены отложить поездку из-за болезни, и меняете билет на другой рейс. Вам нужно узнать число рейса, ваше место и цену билета». Учащиеся составляют свой собственный диалог, используя заранее заученные разговорные клише, соответствующие культурологическим нормам изучаемого языка. Диалогическая работа свойственна всем разговорным темам на всех возрастных ступенях обучения иностранному языку.

Мы стараемся шире практиковать различные формы драматизации и театрализации. Любой текст можно пересказать от лица разных персонажей, представить в виде диалогов разных лиц, а то и просто разыграть театрализованную игру. Такая работа находит достойное место на уроках домашнего чтения. Учебно-методические пособия по английскому языку под редакцией О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой включают книги для домашнего чтения, так называемые «Reader», где учащимся предоставляется возможность для знакомства с художественными произведениями английских и американских писателей. Благодаря драматизации ребята могут глубже понять произведение, и погрузиться в аутентичную атмосферу языка.

Для учащихся начальной школы практикуется Фестиваль Рождественской Сказки. Эта форма активизации речевой деятельности младших школьников является очень эффективной, так как основывается на психологических возрастных особенностях младшего школьного возраста и их интересе к фольклору и сказочным произведениям. Для среднего школьного возраста успешно проходит драматизация отдельных глав из истории про Тома Сойера. Старшеклассники с интересом работают с произведениями В.Шекспира, особенно «Ромео и Джульетта». Здесь представлена разнообразная творческая работа: перевод, драматизация, комментарий прочитанного, и даже свои версии экранизации…

Таким образом, одним из основных дидактических условий успешного обучения коммуникативным компетенциям английского языка нам представляется организуемая учителем и реализуемая через взаимное обучение и самообучение коммуникативная активность учащихся.