Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
Причины нарушения норм. Преднамеренные и непреднамеренные отступления от нормы. Понятие «языковая игра», «стилистический прием», «речевая ошибка», «стилистическая ошибка».
Конструктивность – деструктивность нарушений нормы как ортологический параметр (соответствие кодификации объективному состоянию языка).
Понятие «речевая культура» и «коммуникативная компетенция». Типы речевой культуры в СРЯ. Языковая личность как носитель речевой культуры. Пуризм и либерализм в оценках языковых фактов.
Задание 29. Согласны ли Вы с данными утверждениями? Если да, подтвердите данную точку зрения примерами:
Все формы слов и все сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи, в результате весьма сложной игры сложного речевого механизма человека в условиях конкретной обстановки данного момента. (Л.В. Щерба)
Порядочный лакей… постыдится сказать «воняет», но порядочный человек, то есть благовоспитанный, смело скажет это слово и в гостиной, и перед дамами. Известно, что люди высшего общества гораздо свободнее других в употреблении собственных слов; жеманство, чопорность, щепетность, оговорки – отличительные признаки людей, не живущих в хорошем обществе, но желающих корчить хорошее общество. (П.А. Вяземский)
Задание 30. Приказ, просьбу, приглашение можно по–русски выразить разными способами. Например, так: Сядь. Садись. Сядьте. Садитесь. Присаживайтесь. Хочешь сесть? Хотите сесть? Не (при)сядете ли? Не угодно ли вам присесть? Извольте сесть. Давай садись. Ну–ка садись! Сесть! Сидеть! Сели! Сядем(те). Давай (при)сядем. Опишите условия употребления каждой из приведенных форм.
Задание 31. В приведенном ниже контексте найдите конструктивные и деструктивные отклонения от нормы. Обоснуйте свой ответ.
Хорошо сидим?
Барнаульский ИВС (изолятор временного содержания) переживает не самые лучшие времена. Спецпомещение, находящееся рядом с кинотеатром «Пионер», рушится прямо на глазах: день за днем методично осыпаются стены, а вода бьет ключом изо всех щелей, с потолков, из канализации. Что, в общем-то, вполне объяснимо. Здание, воздвигнутое в 1908 году, по идее, должно являться сегодня архитектурным памятником и охраняться государством. Вместо этого оно задействовано на полную катушку. Рассчитанный по смете максимум на 55 «сидельцев», изолятор дает порой временный приют 200-250 задержанным. «Временный» – это от двух до пяти суток.
Кстати, попасть в скорбный дом у нас очень просто. Предположим, вы совершенно случайно оказались неподалеку от места происшествия. А какой-нибудь свидетель из числа «зорких соколов» ткнул в вас пальцем как в возможного злодея. И сотрудники милиции в силу своих должностных обязанностей должны принять все меры к вашему задержанию и помещению в ИВС, вплоть до выяснения всех обстоятельств дела и даже без предъявления вам обвинения. Таков закон.
Как уже было сказано выше, разбираться с вами теоретически могут от 2 до 10 суток. И не потому, что милиционеры «редиски». А потому, что в ИВС, в силу ограниченности его площадей, есть всего четыре следственных кабинета, работать одновременно в которых могут всего четыре «пинкертона» соответственно с четырьмя узниками. На то, чтобы убедиться в возможной причастности или непричастности каждого из них, требуется время. Много времени. Остальным «сидельцам» не остается ничего другого, как дожидаться своей очереди.. После расследования случайно задержанного с извинениями отпускают домой. И полбеды, если он уходит из ИВС злой и истощенный (несмотря на бесплатное, но сносное трехразовое питание). Хуже, если за эти злосчастные несколько суток он успевает основательно подорвать здоровье: сырость, дурно пахнущий сосед по камере, четыре часа в сутки поочередного сна на деревянных «шконках» – дай Бог не подхватить в таких условиях чесотку или даже чахотку.
Немудрено, что после долгожданного «звонка» некоторые невиновные граждане жаждут мести, подавая на милицию в суд по факту моральных и физических увечий. А милиция в это время год за годом пытается хоть как-то подлатать крышу ИВС, заштопать канализацию. В силу ограниченности средств и 100-процентной изношенности здания этот текущий ремонт можно назвать «мартышкиным трудом». Поскольку латание дыр – это не способ для расширения здания до требуемых площадей.
Впрочем, некоторое время назад в конце этого туннеля забрезжил свет. В ходе реорганизации своих подразделений УВД края умудрилось «выкроить» одно из своих ведомственных зданий под новый ИВС. Речь идет о бывшей базе барнаульского ОМОНа, что на улице Ползунова. Немедленному переезду препятствует необходимость переоборудования экс-базы под «ивээсовские» ГОСТы. А немедленному переоборудованию – нехватка средств. Рассказывает начальник УВД г. Барнаула полковник милиции Н. Н. Иванов: «Всего на эти цели было выделено 3,5 млн рублей из федерального бюджета и 600 тысяч – из краевого. Все они освоены. Но нужны еще деньги, а когда их сможет выделить бюджет и сможет ли вообще – не известно. Поэтому в этих условиях мы вынуждены обращаться к бизнесменам. Если потребуется, то лично я из своей зарплаты часть денег дам, хотя в ИВС вряд ли когда-нибудь попаду!»
В народе говорят, зарекаться от сумы, тюрьмы и уж тем более ИВС – глупо. Поэтому для граждан, которые не хотели бы, чтобы «все оставалось как есть», на всякий случай приведем телефон для справок: 387-085.
Задание 32. Приведите три примера, когда нарушение языковых норм оказывается функционально оправданным. Какие функции могут выполнять нелитературные языковые варианты?
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.